Туклипсы, это специальное приспособление, для фиксации ноги на плоской педали велосипеда. Их можно считать промежуточным вариантом между плоскими и контактными моделями.
Само слово пошло от комбинации двух английских слов: toe (носок) и clip — зажим. Т.е. буквально означает «зажатый носок».
Нога в них фиксируется ремешками, что обеспечивает комфортное круговое вращение и при этом исчезают «мертвые зоны». Велосипедист теперь не только давит на педаль вниз, но и тянет ее ногой вверх, что увеличивает эффективность педалирования.
Некоторые молодые велолюбители считают это современным изобретением. Спешу их огорчить - этому типу педалей уже несколько десятков лет. Просто раньше их применяли в основном на трековых и гоночных моделях.
Плюсы туклипсов:
- Дешевизна. Они значительно дешевле комплекта контактных педалей, не говоря уже об обуви к ним. Многие байкеры используют этот вариант, пока копят деньги на контактную модель.
- Сочетание с любым типом обуви. Немаловажен тот факт, что найти велообувь для контактных педалей не всегда возможно, особенно для больших и маленьких размеров или холодной погоды. Да и стоит она очень недешево. И потом, приехав в обуви для контактных педалей на работу, не всегда удобно ходить в ней целый день. Значит нужно переобуваться в другую. В туклипсах же можно использовать обычную ежедневную обувь. От рабочих туфель до резиновых сапог в деревне. А зимой они намного предпочтительнее, чем контактная обувь.
- Получение возможности кругового педалирования.
Это ведет к:
- равномерному распределению нагрузки на ноги,
- повышению КПД их работы,
- повышению скорости на 10-20%
- лучшему контролю велосипеда.
Как итог – при длительной поездке усталость значительно меньше, чем на плоских педалях.
Однако не всем велосипедистам они подойдут. Например, для экстремальных видов велоспорта езды они не подходят. Туклипсы оптимальны для туристических и городских поездок. И вообще везде, где нужны дополнительные усилия при педалировании.
В качестве недостатка отмечают то, что не всегда удается вытащить ногу при падении. Здесь все зависит от правильной затяжки ремешков, применяемой обуви и, самое главное, навыков.
Виды туклипсов
- Педали в заводском сборе с туклипсами. Это уже готовый вариант, который вкручивается вместо старой плоской модели. На некоторых из них крепления позволяют регулировать глубину вставки ноги, на других - нет.
- С монтируемым жестким носком и ремешками.
В них на два винта крепят к передней части обычной «топталки» пластмассовую или железную часть для фиксации носка обуви и ремешком настраивают под ступню.
Перед тем как приобретать такую модель проверьте – можно ли их поставить на педали Вашего велосипеда.
Здесь два момента: позволит ли форма педали прикрутить к ее передней части носок и, второе, есть ли в ней отверстия, через которые нужно продеть ремешки или хотя бы, чтобы ее форма позволяла пустить ремешок под самой педалью, но так, чтобы он не выскакивал из-под неё. Как на розовой модели на рисунке ниже.
- Ремешковые. К педали крепят специальные ремешки на липучках или застежках. Для них так же нужны плоские «топталки» с отверстиями под ремешки туклипсов. Еще один их плюс в том, что если не удалось быстро вставить ногу, можно просто перевернуть педаль ремешками вниз и продолжать ехать как на обычной «топталке». Повторить попытку вставить ступню в них можно попозже.
- Пауэргрипсы (Power Grips). Отличаются от остальных туклипсов способом фиксации ступни. Если в других видах она жестко закреплена в стремени и зафиксирована ремешками, то в PowerGrips ступня фиксируется только одним ремешком, соединяющим углы педали по диагонали. Некоторым байкерам такой вариант нравится больше. Они считают, что при падении нога быстрее и легче извлекается. На мой взгляд, все это дело привычки и сноровки.
Какой из описанных выше вариантов подойдет именно Вам – смотрите и пробуйте сами. Как говорится «на вкус и цвет – все фломастеры разные»
Несколько моментов, которые желательно знать при поездках с туклипсами:
- При их использовании лучше всего использовать обувь с гладкой и жесткой подошвой и ровным верхом. Вставлять и вытаскивать из них ногу в кроссовках на липучках гораздо удобнее, чем босоножки или кеды на шнуровке. Кстати, кеды, у которых шнуровка прикрыта сверху клапаном, очень хорошо себя зарекомендовали при использовании с туклипсами. Хотя, многое определяется привычкой и сноровкой байкера.
- Закрепляя обувь в ремни не нужно их затягивать слишком туго. Ремни должны быть затянуты плотно, чтобы нога не болталась, но, в то же время, так, чтобы её можно было быстро вытащить и без проблем вставить.
- Некоторые велосипедисты вообще советуют вместо ремешков использовать толстый синтетический шнур или скользкий кабель - ну это опять же на любителя.
- Лучше использовать двойные ремешки. Одинарный будет «гулять». Его не так просто настроить, чтобы нога не выскакивала и плотно держалась. А двойные, особенно на липучках, можно закреплять с разной натяжкой. Тот ремешок, что ближе к носку сильнее, а второй чуть слабее. Тогда нога не будет слишком сильно проскакивать вперед и, в то же время, легко вытаскиваться.
- При затягивании ремешков, учтите, что если базовая педаль с шипами или ее ребра с высокими зубцами, то ступня вытаскивается и вставляется хуже, чем при ровной поверхности.
И в заключении хочется сказать, следующее:
Попробовать туклипсы в эксплуатации достаточно просто и дешево. Не понравится – можно быстро снять и вернуться к обычным «топталкам». Понравится и захочется идти дальше – смело переходите к контактам, если финансы позволят, благо навыки уже будут.
Удачных Вам покатушек!
Дополнительно о педалях можно почитать в статье
- Типы велосипедных педалей. Какую выбрать на свой велосипед.
- Как снять и поставить педали на велосипеде
- Совместимость резьбы на педалях и шатунах велосипеда
Комментарии
Получение возможности кругового педалирования.
Это ведет к:
равномерному распределению нагрузки на ноги,
повышению КПД их работы,
повышению скорости на 10-20%
лучшему контролю велосипеда".
А где теоретические обоснования?
Спасибо
Спасибо за добрые слова!
Сделать бортики на педалях не так просто, но "наш человек сможет все" :)
Ремешковые туклипсы не только не дадут Вашей ноге соскользнуть с педали, но и дадут возможность кругового педалирования. А это несоизмеримое преимущество перед просто идеей не дать ноге соскользнуь :)
Є жигулі і є мерседес - їздять і на тому і на тому.
Плюси та мінуси є і в тукліпси і в контактах.
Кожен вибирає те, в чому йому зручніше.
в тукліпсах після того як піймав педаль , треба рукою затягнути ремінець щільніше . Потім це не дасть змоги в разі небезпеки вирвати ногу з педалі . Витягнути ногу в разі небезпеки набагато складніше , ніж просто одклацнути шип SPD чи SPD-SL . Тому тукліпси небезпечні , особливо в го́роді . А якщо затягувати ледве-ледве , то від тукліпсів нема ніякої користі
А для них только туклипсы.
и картинки хорошие.
Спасибо!
Каждый выбирает себе то, что ему удобнее :)
У нас то же первый раз, когда только выложили статью и уже появились комментарии.
Все равно спасибо за полную информацию - лично мне все понятно