Спор о том, на каких подшипники втулки лучше. имеет давнюю историю.
На мой взгляд, плюсы и минусы есть и у тех и у других и использование каждого типа подшипников связано не с тем, лучше он или хуже, а с тем в каких условиях будет он эксплуатироваться, качеством, стоимостью приобретения и дальнейшего обслуживания.
Прежде всего, напомним, для чего вообще используются подшипники.
Задача подшипника: снижение силы трения между вращающимися и статичными частями деталей и механизмов.
В случае со втулкой – подшипник обеспечивает качение колеса. Ось втулки неподвижно закреплена в вилке или дропаутах, а корпус, с закрепленными спицами вращается на подшипниках.
Насыпные подшипники
Это самый распространенный тип подшипников, используемых в велосипедных втулках.
Представляют собой набор шариков, размещенных внутри втулки в специальном расточенном желобке (канавке) и прижатых к ней специальными конусами.
Часто внутренняя чашка, на которую опираются шарики подшипника впрессованы во втулку или являются ее непосредственной конструктивной частью. В чашках находится смазка и шарики подшипника, которые, прокручиваясь и перекатываясь, создают опору при качении. Прижимаются шарики к чашке конусами с разных сторон.
Они требуют регулярной чистки и смазки, т.к. менее защищены, чем промышленные, и в них может попасть грязь и вода. Процедура переборки насыпных подшипников достаточно простая.
Минусы насыпных подшипников
- Они не подходят для ударных нагрузок, поэтому для экстремальных велосипедных дисциплин их лучше не использовать.
- Необходима тщательная регулировка осевого зазора втулок.
Осевой зазор подшипника - это смещение в осевом направлении, на расстояние, на которое можно сместить наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца без приложения усилия.
Плюсы насыпных подшипников
- дешивизна;
- простота конструкции;
- неприхотливость в эксплуатации;
- возможность обслуживания в полевых условиях, отсутствие специальных инструментов для ремонта и установки;
- более лёгкий вес, по сравнению с промышленными подшипниками.
Часто к плюсам таких подшипников относят возможность обслуживания в полевых условиях и неприхотливость в эксплуатации.
В этом моменте не всё так просто.
При их обслуживании особое внимание должно быть уделено аккуратности при сборке подшипника и затяжке конусов. Идеально законтрить, прижать подшипники без люфта и при этом не перетянуть, иначе износ конусов и чашек увеличится в разы. Еще один нюанс в том, что, если повредить чашки, то придется менять всю втулку целиком.
Промышленные подшипники.
Промподшипник — это конструктивно отдельный элемент, состоящий из:
- картриджа;
- сепаратора;
- шариков, как тела качения;
- пыльников (резиновых или металлических);
- смазки.
Минусы промышленных подшипников
- Более высокая цена по сравнению с насыпными.
- Замена подшипников требует специального инструмента либо обращения в вело мастерскую, да и сам процесс выпрессовки и запрессовки подшипника довольно сложный и трудоемкий.
Плюсы промподшипников
- Не требуют никаких регулировок. В них можно поменять смазку, но при условии, что они высокого качества. В остальных случаях проще поменять сам подшипник.
- Хорошая защита от воды и грязи. Пыльники надежно защищают его от попадания песка, грязи и воды. Но при этом всё-равно желательно не погружать колеса в воду, особенно морскую, и при мытье велосипеда на автомойке не направлять струю на втулки колеса.
- Длительный срок службы. Свободно может проехать 20-30 тыс. км.
- Применим для любых стилей и видов катания.
- Использования промов никогда не сопровождается температурным заклиниванием. Даже при очень длительных поездках.
Проанализировав все характеристики, взвесив все «за» и «против», можно прийти к выводу, что несмотря на более дорогую стоимость промышленных подшипников, их установка и использование в результате более оправданы.
Однако, не все так однозначно.
Не смотря на кажущееся явное превосходство пром подшипников, японская фирма Shimano почему то на своих втулках ставит, в основном, насыпные подшипники. И явно их инженеры это делают не спроста. Хотя уже и у них появились втулки на промах.
Всё дело в качестве изготовления и используемых материалах!
Насыпной и пром подшипники могут быть разного качества. Использование дорогих и качественных материалов и передовых технологий, позволяет добиться во втулках даже не самого высокого уровня, например Shimano Deore, очень приличного наката. Для любителей простых покатушек втулки, классом выше, чем Deore, – это просто не нужное облегчение веса и понты. Ведь, вес уменьшается не намного, по сравнению с весом велосипеда, зато стоиость резко растет. А вот для профессиональных соревнований каждый грамм на счету!
В качестве выводов хочется сказать следующее
- Для любителей обычных покатушек, не профессионалов, лучше всё-таки выбирать втулки на промподшипниках, не смотря на то, что они чуть дороже.
- Если «финансы поют романсы», то покупайте то, что можете. В этом случае лучше взять втулку на хороших насыпных подшипниках, чем на низкокачественных промах. Если денег хватает только на покупку велосипеда, в котором стоят насыпные втулки – берите его и не переживайте. Катайтесь пока на нём, а потом, когда подкопите денег, можете купить себе другую втулку, колесо или вообще новый велосипед.
- Если есть возможность покупать втулки Shimano – можете смело их брать и не думать, какие подшипники там стоят. Эти втулки прослужат долго, так как качество изготовления и материалы, используемые в них, однозначно это гарантируют.
- Ну а опытные велосипедисты и профессионалы сами для себя решат, втулки на каких подшипниках подходят им больше.
Комментарии