Совсем недавно одни наши очень хорошие знакомые вернулись из небольшого новогоднего путешествия в столицу Дании – Копенгаген.
За эти несколько дней они прекрасно отдохнули: гуляли по зимнему городу, посещали музеи и кафешки. Ребята великолепно встретили Новый год в центре города под четырехчасовой праздничный салют. Им очень повезло попасть на проходивший в это время фестиваль фейерверков.
Как любители покататься на велосипедах, они не могли не обратить внимания и на велосипедное движение датской столицы.
Велосипед или автомобиль?
В городе очень много велосипедистов. Причем их часто даже больше чем автомобилистов.
Велосипед – это действительно полноценное средство передвижения для датчан, более удобное и полезное для здоровья и, судя по всему, более выгодное для кошелька, чем автомобиль. Бензина не нужно, проехать может везде, стоянку найти проще и она дешевле (почти везде бесплатно) – одни плюсы для человека.
Велосипедисты так же выгодны и для самого города – движение автомобилей менее интенсивное, воздух чище, пробок значительно меньше и т.п.
Катаются все: от мала до велика, студенты, менеджеры, солидные бизнесмены и министры на работу.
Ездят целыми семьями: каждый на своем велосипеде, родители с детьми на трехколесных велосипедах с колясками. Многие возят маленьких детей сзади на велокреслах. Многие
Еще один, очень интересный, юридический момент: по законам королевства, водитель автомобиля всегда должен уступать дорогу велосипедистам.
Городская власть и велосипедисты
Городские власти реально, а не словах, в отличие от наших, заботятся о велосипедистах. Они просто занимаются своим делом, а не обещают «лучшую жизнь в скором будущем».
Власти королевства и Копенгагена вкладывают в развитие велосипедной инфраструктуры большие деньги: например, в 2017-2025 в неё планируют вложить почти 1,9 млрд крон, или примерно 250 млн евро.
В Дании существуют даже мосты, предназначенные только для велосипедистов:
Практически везде на дорогах есть отдельные велосипедные дорожки, и, как ни странно для наших «автогонщиков», автомобилисты на них не заезжают.
Специально для велосипедистов установлены отдельные велосветофоры.
По всему городу множество велостоянок, в большинстве своем, выполненных в одном стиле. Свой велосипед всегда можно где-то «приткнуть».
В наиболее людных местах велосипеды паркуют даже в два яруса.
Многие жилые комплексы оборудованы специальными велосипедными парковками с крышами.
Очевидно, что особой проблемы, где хранить велосипед, у датчан нет. Они не тащат его как мы каждый раз в квартиру или на балкон, а просто ставят во дворах на стоянках, или в подвалах домов.
Кроме того, люди часто паркуют своих «железных коней» прямо рядом с магазином, домом или офисом. Иногда их пристёгивают одним замком, а часто и вообще оставляют просто так. Многие используют замки – блокираторы колес.
Наверное, велосипеды иногда угоняют, но судя по всему, это не столь критично для жителей города.
На каких велосипедах ездят датчане
Жители Дании более практичны, чем наши люди, не особо сильно любят «понты» поэтому используют для езды по городу именно городские велосипеды, а не горные многоскоростные модели.
Весомым аргументом в пользу этого выбора является ещё и особенность рельефа Копенгагена: город практически плоский, нет никаких холмов, подъёмов и спусков, так что ездить на городском велосипеде очень удобно.
Ездят на всем, чем только можно, начиная от раритетных моделей из прошлого века и заканчивая современными электро-велосипедами.
Многие трехколесные грузовые велосипеды оснащены специальными колясками, в которых перевозят все, что туда помещается: детей, жен, покупки из магазинов, домашних питомцев и т.п.
Встречали интересные двухколесные грузовые варианты.
Практически все велосипеды представляют собой классические городские модели:
- В большинстве своем стальная или алюминиевая рама. Много велосипедов имеют заниженную верхнюю трубу, что очень удобно не только женщинам, но и мужчинам в деловых костюмах. Карбоновых байков не видели вообще, хотя возможно они и ездят по городу.
- С жесткой вилкой. Дороги достаточно ровные, обслуживания для неё вообще никакого не нужно и по весу легче, чем амортизационная вилка.
- Широкие седла, удобные для спокойных городских поездок.
- Багажники есть на каждом велосипеде. Многие дополнительно имеют еще и переднюю корзинку.
- Односкоростные или с планетарной втулкой.
- На многих велосипедах цепи спрятаны под сплошной кожух, защищающий её со всех сторон, а не только сверху, как на большинстве наших моделей. Такой кожух одновременно защищает цепь от пыли и дорожной грязи, что приводит к уменьшению её износа, и одежду велосипедистов от попадания под цепь.
- Чаще всего используют барабанные и роллерные тормоза, реже v-brake и дисковые. Опять же, первые и вторые, хоть и тяжелее последних, но более просты в эксплуатации не требуют никакого техобслуживания, надежно работая в любую погоду - и зимой и летом.
- Интересно, что передний фонарь есть не у всех, все-таки город хорошо освещен в темное время суток, а вот по паре задних катафотов и красный задний фонарь устанавливают на все. Хотят, что бы сзади их было лучше видно.
- Нельзя сказать что все, но значительно больше людей, чем у нас ездят по городу в велошлемах.
В общем и целом можно смело сказать, что Копенгаген, может и не главная велосипедная столица Европы, но точно город, очень приспособленный для велосипедистов.
Комментарии