Отредактировано: 04.01.2017
Рассмотрев в предыдущих статьях основные типы материалов, используемых для изготовления велосипедных рам (сталь, алюминий, титан, карбон) хочется коротко остановиться на нескольких редких, оригинальных и нестандартных материалах, так же используемых для этого.
Мы остановимся на следующих материалах:
Магниевые велосипедные рамы
Магний – довольно редкий металл, применяемый для этого. Дело в том, что он достаточно дорог и людей, реально катавшихся на таких велосипедах, не много. Однако, кое-что все-таки о нем известно.
По заявлениям фирм производителей в химическом составе материала используется 92 - 94% магния Mg (magnesium) и остальное различные добавки.
На сегодняшний день это самые легкие рамы. У них хорошая способность снижать вибрации, практически, как у титановых.
Преимущества магниевой рамы:
- Очень легкие. Магний на 34% легче алюминия, в два раза легче титана и в 4 раза легче стали и имеет самые лучшее отношение прочности к весу среди всех материалов, используемых при изготовлении велосипедов.
- Отлично гасят микровибрации на дороге, обеспечивая комфортную поездку.
- Показывают хорошие ходовые качества не только на шоссе, но и на слабо и среднепересеченной местности.
- Эффектно выглядит.
Недостатки магниевой рамы:
- Плохо переносят сильные точечные удары, которые стальная или титановые рамы даже не заметят.
- Показывают худшие ходовые характеристики на крутых подъемах, при резких ускорениях, особенно при силовом педалировании.
- Сильно подвержены коррозии и очень боятся агрессивных сред. Например, солей, которыми осыпают дороги зимой в городах. После возвращения из покатушек под дождем или в грязи, такой велосипед следует обязательно вымыть. Хотя, по хорошему, мыть нужно любой велосипед, не оставляя его с засохшей грязью «на потом помою».
- Плохо переносят сильные весовые нагрузки. Например, если Ваш вес более 100 кг или часто участвуете в велопоходах с тяжелыми рюкзаками, то магниевая рама точно не подойдет. Более подробно о выборе велосипеда для тяжелого велосипедиста лучше рассказано в соответствующей статье на нашем сайте.
Что касается вопроса долговечности – судить сложно. Одни владельцы жалуются, что рамы начали коррозировать через три года, другие утверждают, что катаются более пяти лет и ничего. Судя по всему – все зависит от качества обслуживания и ухода за велосипедом. Однозначно можно сказать только, что титановые и стальные рамы прослужат Вам дольше.
Лидер и монополист в создании и использовании магниевых рам – тайваньская фирма Merida. Однако на просторах нашей страны найти такие велосипеды довольно сложно. Стоят они, по нашим меркам, очень дорого. Например, стоимость магниевого велосипеда на американском сайте Paketabike более 3000$.
На сегодняшний день магниевые сплавы гораздо чаще используют для производства амортизационных вилок, а не для рам. Вилки получаются легкие и прочные.
Скандиевые велосипедные рамы
Их изготавливают из специального алюминиевого сплава с добавками скандия.
Низкий вес – их главное достоинство. Они даже легче титановых, при чуть меньшей цене. Имеют высокую прочность и относительную мягкость. Проблема в том, что этот материал при нарушении технологии производства катастрофически ухудшает свои положительные свойства, поэтому его использование требует высокой культуры производства.
Велосипедные рамы из бериллиевых сплавов
Одно время появились велосипеды с рамами из бериллиевых сплавов. Цены на них были очень высокие, поэтому, судя по всему, дальнейшего развития это направление не получило. Они не выдержали конкуренции с карбоном.
Честно говоря, скандиевые, бериллиевые и прочие редкие сплавы используют в велосипедах, предназначенных для очень престижных соревнований мирового уровня или для отдельных выставочных экземпляров и для рядового велосипедиста это все недостижимая экзотика.
Сегодня передовые фирмы-производители ищут свои варианты алюминиевых сплавов, которые свели бы к минимуму недостатки и довели до максимума все преимущества алюминия.
Деревянные рамы
Честно говоря, анализировать их особенности, преимущества и недостатки бессмысленно. Тот, кто решился кататься на таком велосипеде, явно знает что хочет. Одно можно сказать точно – любой велосипедист на таком байке в любом нашем городе сразу станет местной знаменитостью и уж точно будет выделяться среди остальных.
Интересные подборки о различных моделях деревянных взрослых и детских велосипедах можно посмотреть тут и тут.
Бамбуковые рамы для велосипедов
Есть еще один нетрадиционный материал для изготовления легких и прочных велорам - бамбук. Он неплохо конкурирует с другими материалами, особенно в странах Юго-Восточной Азии, а в последнее время мода на такие велосипеды приходит в Америку и Европу. Очень легкий. Рамы получаются жесткие, устойчивые к ударам и хорошо гасящие вибрации.
Первый бамбуковый велосипед появился в 1894 г. И с тех пор постоянно производится различными предприятиями. В мире выпущены уже миллионы экземпляров таких велосипедов. В 21 веке первыми их начали производить в США в 2005 году, а затем это подхватили производители в Германии, Китае, Индии, на Филиппинских островах и в других странах. На сегодняшний день в интернете можно найти бамбуковый велосипед от 400 до нескольких тысяч долларов. Появился даже специальный термин «бамбубайк» (bamboobike).
Перед производством отобранные бамбуковые трубки подвергают термической обработке – их обжигают. При обжиге сахар внутри стебля превращается в карамель и бамбук становится прочнее, а на его поверхности появляется тонкий и твердый защитный слой с приятным коричневым цветом.
Сами трубки скрепляют между собой или при помощи карбоновых переходников или с помощью углеродного шнура, а так же конопляного волокна (пенька), залитого эпоксидной смолой. Из металла делают дропауты и трубку для вставки каретки. Весят такие рамы мало от 1,5 до 2,7 кг.
В нашей стране велосипедист на байке с бамбуковой рамой явно будет выделяться на улице и привлечет к себе внимания даже больше, чем на карбоновой, а вот в Юго-Восточной Азии это нормально. Да и, как мне кажется, за такие деньги у нас можно купить отличный титановый велосипед.
Но вообще это все экспериментальные и нераспространенные варианты. Мы упоминаем их только для общего понятия о том, что производители продолжают поиск новых материалов и подходов при производстве рам. Ведь повышенную прочность можно получить не только используя новые материалы, но и новые профили труб, при использовании баттированных труб и труб со специальными профилями.
Комбинированные
Очень перспективным направлением в разработке и изготовлении велосипедных рам является идея комбинированного использования разных материалов, например, титаново-карбоновые или карбоново-алюминиевые рамы. Такие эксперименты проводят фирмы Titus, Wilier и другие.
Или другое направление совместного использования различных материалов - оригинальные дизайнерские и изысканные модели, как, например, этот вариант итальянского велосипеда из дерева и карбона.
Так что, какие рамы нас ждут в будущем - посмотрим.
Что еще можно почитать о материалах для велосипедных рам:
- Материал для велосипедной рамы
- Плюсы и минусы стальных велосипедных рам
- Велосипедные рамы из алюминия (алюминиевых сплавов)
- Титановые велосипедные рамы
- Карбоновые велосипедные рамы - особенности и нюансы выбора
Комментарии