А зачем вообще фонарь на велосипед?
Честно говоря, приходится слышать и такой вопрос. Его каждый решает для себя сам.
В отличие от катафотов, передний фонарь не является обязательным элементом на велосипеде.
Если Вы катаетесь только днем и абсолютно уверены, что именно в эту поездку не попадете в сумерки и темное время суток на дорогу – ну тогда он точно не нужен.
Например, выехали утречком часок прокатиться по парку - конечно, фонарь можно не ставить. Опять же, может кто-то живет в городе, где все улицы прекрасно освещены городским освещением и дороги вечером видно так же хорошо, как и днем (надеюсь, что где-то есть и такое), тот то же может сэкономить на велосипедном свете.
А вот если Ваши маршруты пролегают не только по городу, но и по загородным дорогам, и на них Вы можете оказаться как днем, так и в темное время – то передний фонарик, впрочем, так же как и задний, Вам просто необходим.
Причем в этом случае он выполняет две очень важные функции:
- Освещает дорогу велосипедисту.
- Обозначает присутствие его самого на дороге для автомобилистов и других участников дорожного движения.
Нужно ли включать фонари днем на трассе? По собственному опыту, в том числе и как автомобилиста, скажу – нужно. Так Вас значительно заметнее на дороге, а это повышает Вашу безопасность и безопасность других участников дорожного движения.
Сам езжу на машине и понимаю – насколько удобнее видеть одинокий фонарь вечером вдали и вовремя понять, что кто-то едет тебе навстречу, чем увидеть в последний момент внезапно очутившегося посреди полосы встречного движения велосипедиста.
Был случай, когда такой уставший парень на пустынной дороге с трудом крутил педали в горку и, глядя в асфальт, ехал потихоньку по диагонали встречной полосы, постоянно приближаясь к линии разметки. Только фонарь его и выдавал – пришлось немного посигналить, отвлекая его от асфальта. Так что наличие переднего фонаря или фары вечером на велосипеде может помочь избежать трагедии на дороге.
Включать передний и задний фонари в периоды, когда его включают на трассе автомобилисты – обязательно.
Какой фонарь выбрать?
Вопрос совсем не такой простой, как кажется.
В принципе сейчас на рынке и в интернете очень много различных вариантов. В каждом есть свои плюсы и минусы.
Для большинства основной вопрос все же в финансовых ресурсах. Сколько он может потратить на эту покупку.
И что самое главное - нельзя сказать, что фирменный фонарик в металлическом корпусе и стоящий кучу денег подойдет Вам лучше, чем хороший китайский. Брать совсем дешевые китайские фонарики – то же не лучший вариант. Они прослужат месяц-два и где-нибудь, что-нибудь обязательно сломается. То крепление лопнет, то контакты или кнопки перестанут работать, то корпус треснет и т.п.
Основных моментов, на которые нужно обратить внимание при выборе фонаря несколько:
- Прежде всего, определить - для каких поездок он нужен.
- Световые параметры (яркость, угол свечения и т.д.)
- Возможные дополнительные функции (разные режимы свечения, наличие дополнительного звукового сигнала и т.п.).
- Способ и место крепления.
- Способ питания (батарейки, аккумуляторы, генератор).
- Стоимость.
Начнем с основного вопроса:
Для каких поездок нужен фонарь?
Если Вам приходится часто ездить по городу, причем не только по парку, но и по дорогам – то лучше брать фонарь с широким углом свечения, чтобы он обладал хорошей боковой заметностью. Это особенно важно при проезде перекрестков. Вас будет лучше видно сбоку и Вы сможете видеть не только узкую полоску перед собой, но и то, что делается по бокам.
При длительных поездках по автомобильным дорогам и шоссе лучше подходит фонарь с узким световым пучком, который не должен слепить встречных автомобилистов.
Но нужно учитывать, что при долгой езде с постоянным узким ярким лучом впереди может возникнуть один психологический эффект - «дорожно-туннельный синдром». Суть его в том, что возникает ощущение, что едешь по бесконечному круглому туннелю, за пределами которого тьма. Глаза, привыкают к яркому белому пятну впереди и не видят ничего по бокам, что, согласитесь, не очень хорошо.
Если ездить приходится и по загородным дорогам и по городу – лучше всего брать фонарик, который позволяет переключать вид светового луча или просто комбинировать – один фонарь для дальнего света, а другой для ближнего. Иногда один или пару небольших фонариков ставят на переднюю вилку для освещения ближнего участка дороги непосредственно перед колесами, а их кнопку включения выводят на руль.
Есть еще вариант. Это использовать комбинацию фонарей: один, закрепленный на руле и освещающий дорогу перед велосипедом, а второй – на шлеме. Фонарь на шлеме светит туда, куда смотрит байкер. Это очень удобно, если нужно посмотреть на обочину дороги или вбок. Крутить рулем нельзя, а фонарь на голове отлично с этим справляется.
Световые параметры фонаря
Теперь о главных характеристиках любого фонаря – его световых параметрах.
Как он вообще светит и хватит ли его света Вам на дороге?
Покупка фонарика чаще всего происходит днем в магазине, и понять, как он будет светить ночью на дороге при этом несколько сложновато. Опять же яркость свечения воспринимается каждым человеком по-своему. Одному свет нормальный, другому темновато и хотелось бы по-ярче.
Если на упаковке есть бимшот – фотография светового пятна фонарика, это может помочь Вам понять, какое световое пятно будет получаться в темноте.
В физике есть четкая единица измерения света – люмен. Он отображает количество света, падающее на освещаемый объект и обозначается как «лм» (на русском) или «lm» (на английском). Для любителей науки более точно о люменах можно почитать в википедии.
По своей сути этот параметр означает мощность света. Чем больше «люменов» - тем лучше фонарь освещает дорогу.
Примерная зависимость «люменов» и видимость показана на рисунке.
Обычно 10 лм хватит, чтобы осветить дорогу прямо под ногами, 20-30 лм осветят ближайшие 10-20 метров. Такие маленькие фонарики можно ставить на переднее колесо для освещения ближней части дороги.
Фонари для поездок по трассам лучше всего брать от 300 Лм, меньше просто не имеет смысла. И дороги не видно и Вас на дороге не обозначит.
С мощностью фонаря связана другая важная характеристика – время работы. Обычно чем мощнее фонарь, тем меньше времени он светит.
Типы рефлекторов использующихся в фонарях
У фонарей световой луч формируется при помощи рефлектора или отражателя. В современных светодиодных фонариках используют рефлекторы двух типов:
- С гладкой поверхностью.
В фонарях с таким рефлектором получается световое пятно с повышенной яркостью в центре и темными краями. Световой луч светит дальше, чем у следующего типа.
- С текстурированной, «мятой» поверхностью (апельсиновой коркой или по-английски: orange peel reflector).
В отличие от предыдущих, эти фонари дают более равномерный свет и переходы к боковой засветке более плавные. Они хорошо освещают ближнюю зону.
Дополнительные функции велосипедных фонарей.
Здесь обычно понимают то, что фонарь может не только просто светить, но и иметь:
- несколько режимов свечения,
- функцию моргания (стробоскопа),
- звуковой сигнал,
- встроенный сигнал SOS,
- электрошокер,
- встроенные часы,
- встроенный проигрыватель с SD карты или через блютуз со смартфона,
- УКВ-радио,
- индикацию заряда,
- различные варианты подзарядки, включая солнечные батареи, и т.д.
Несколько режимов свечения (яркость, узкий луч или широкий угол и т.п.) позволяют экономить заряд и выбирать оптимальный свет для каждой дорожной обстановки.
Наличие в фонаре функции моргания (стробоскопа) – то же плюсик. Это намного лучше привлекает внимание как пешеходов, которые заранее расступаются, так и автомобилистов, которым сразу понятно, что впереди велосипедист и ведут себя осторожнее. Ночью этот режим не нужен, а вот днем или в сумерках он отлично работает на трассе.
Необходимость наличия или отсутствия остальных дополнительных «примочек» каждый определяет для себя сам исходя из их реальной необходимости и финансовых ресурсов, ну а фантазии наших китайских товарищей безграничны.
Как и куда лучше прикрепить передний фонарь?
Передний фонарь крепят на:
- Руль
- Вынос руля.
- На вилку переднего колеса. Особенно для подсветки ближней зоны дороги.
- Иногда его ставят и под кареткой. Однако это не самый лучший вариант – слишком ненадежное место при поездках. Дорожная грязь и пыль не идут на пользу хорошего освещения, да и вероятность повреждения его выше.
При креплении фонаря обратите внимание следующие моменты:
- Направляйте луч света так, чтобы пятно освещения начиналось примерно в 3 метрах от переднего колеса. Это то место, куда будет направлен Ваш взгляд.
- Обратите внимание, особенно если Вы приобрели модель с мощным светом, чтобы он не стоял строго горизонтально и луч света не слепил водителей встречного транспорта. Направляйте его чуть вниз, чтобы он хорошо освещал только нужный участок дороги метров 30-40. Особенно это относится к велосипедистам на трассе.
- Надежность крепления – фонарь не должен болтаться и двигаться. Если крепление на болте, то лучше, чтобы была не обычная гайка, а контргайка. Тогда при тряске во время поездки гайка не будет сама раскручиваться.
- Сейчас в интернете продается масса самых разных вариантов для крепления. Лично мне больше всего нравятся модели, крепящиеся на руль и позволяющие быстро и без особых усилий вытащить фонарик и взять его с собой.
- Расположение органов управления: кнопки включения/выключения, выбора режима свечения и т.п. должно быть «под рукой». Велосипедисту должно быть удобно во время поездки управлять всеми функциями одной рукой, держа другой руль. Честно говоря, не всегда хорошо, если несколько режимов свечения переключаются одной кнопкой. Все время приходится несколько раз нажимать пока найдешь нужный режим.
При размещении фонаря на передней вилке обычно кнопку включения/выключения всё-таки выносят на руль.
Источники питания для фонаря.
Существуют несколько типов источников питания для велофонарей.
- Батарейки разных типов и размеров (AA, AAA, Крона и т.п.)
- Аккумуляторы – встроенные или внешние. Иногда даже с возможностью зарядки от встроенной солнечной панели. Фонари с внешними аккумуляторами обычно самые мощные, но сам аккумулятор нужно крепить дополнительно на велосипеде.
- Генераторы электричества – обычно ставятся на колесо.
Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. На мой взгляд, самым оптимальным вариантом, с точки зрения стоимости эксплуатации и удобства, являются аккумуляторы.
Устанавливать генератор на велосипед можно, но это подойдёт только для тех, кто совершает длительные велосипедные походы.
Для обычных поездок аккумулятор лучше всего. Единственное, обязательно нужно иметь запасной комплект в велосумке и не забывать их заряжать.
Еще несколько маленьких советов и нюансов по выбору велосипедного фонаря
- Обратите внимание на влагозащиту. Если в местах резьбовых соединений имеются уплотнительные резиновые прокладки. Мало ли, придется попасть под дождь – фонарь должен работать.
- На мой взгляд, хороший велофонарь должен быть в металлическом и влагозащищенном корпусе.
- Если корпус металлический, то насечки на нем предотвратят проскальзывание в креплении, перчатках или мокрых руках.
- Если у Вас установлен хороший фонарь, то оставляя велосипед без присмотра, лучше снимайте его и забирайте с собой.
- При постановке велосипеда на длительное зимнее хранение заберите фонарик с собой и вытащите из него батарейки или аккумуляторы.
Дополнитель на эту тему можно еще почитать:
- Катафоты на велосипеде – для чего нужны и как установить.
- Подсветка на велосипед – для чего нужна и как выбрать.
- Подсветка велосипеда светодиодным колпачком на ниппеле колеса.
- Нюансы выбора заднего фонаря на велосипед.
Комментарии