Катание зимой на велосипеде давно уже не выглядит чем-то особенным. Многие велосипедисты катаются круглый год, не особо переживая.
Конечно, в разных регионах понятие «зима» резко отличается друг от друга. Для одних зима это лежащий на дороге слой снега и отрицательная температура, а для других – где-то около нуля и слякоть, а снег редкость. А при нынешних погодах бывает и так: температура может быть даже отрицательная, в пределах -5, но снега все-равно нет. Разве что легкий гололёд.
Если снега и льда нет, то, в принципе, катание не особо сильно отличается от весенне-осеннего периода: нужна только тёплая одежда, перчатки, смазки, и контроль давления в колесах в зависимости от температуры окружающего воздуха.
О том, как кататься зимой, чем смазывать, как одеваться, как тормозить в интернете много информации, а в этой статье будет рассмотрен только один вопрос: «Как увеличить сцепление колеса велосипеда со снегом?»
На самом деле этот вопрос не такой простой, как кажется и не имеет однозначного ответа.
Всё зависит от поверхности, по которой вы ездите. Если чаще всего ездить приходится по городским дорогам, покрытым жестким утоптанным снегом – это одно, если нужно катить по обледеневшей дороге – другое, если любите прогулки по свежевыпавшему снегу в парке, лесу – это уже третье.
Прежде всего, хочу сказать, что ездить по снегу на летней гладкой сликовой резине никто не запрещает, но всё же не надо. Точно знаю, что некоторые велолюбители будут возражать, говоря, что «езжу круглый год на одной покрышке и ничего». Оставим это на их совести.
К тому же летняя резина при отрицательных температурах дубеет, уменьшая сцепление с поверхностью и быстрее изнашиваясь. Конечно, если городские службы убирают снег по всему городу, а на дорогах сухо – то с точки зрения сцепления колеса с дорогой всё отлично.
Регулярно встречаюсь с мнением, что для зимних покатушек подойдут грязевые покрышки с высокими грунтозацепами. Мол, они хорошо будут «загребать» снег, который не будет налипать на колесо, так как грунтозацепы расположены не очень часто.
На мой взгляд, такая покрышка подойдет, но не всегда. На ней не рекомендуется ездить по скользкой поверхности: по льду, укатанному до состояния ледяной корки снегу, по обледенелому асфальту. Т.е. практически во всех городских покатушках. Но она отлично подойдет для размокшего грунта или грязи, на которую выпал снег и она еще не совсем замерзла или для поездок по рыхлому снегу, по снежной целине.
Если велосипед катится по плотному, укатанному автомобилями и утоптанному пешеходами снегу, но не до льда, то катиться можно практически на любой покрышке, кроме гладкой сликовой.
Проблема грязевой покрышки в том, что она, в отличие от остальных, дает слишком малое контактное пятно с дорогой.
А ведь как раз площадь контакта колеса с дорогой – один из главных критериев устойчивости и управляемости велосипеда.
Как видно из рисунка выше – самая маленькая площадь у грязевой покрышки. Полусликовая резина дает максимальную площадь, а её небольшие грунтозацепы по бокам увеличивают устойчивость, вгрызаясь в снег. Но самый лучший вариант, естественно, специальная зимняя резина. У неё грунтозацепы расположены чаще и они больше по площади, чем на грязевом протекторе. Наличие небольших металлических шипов позволяет ей еще эффективнее вгрызаться в плотный снег и не скользить на льду или очень плотном снежном насте.
Еще один небольшой совет от любителей зимних катаний: не нужно зимой использовать колеса с протектором, у которого по центру есть сплошная полоса резины. Покрышке не чем зацепится за снег – она скользит на плотном насте.
Итак, для хорошего сцепления с дорогой, покрытой снегом в зимних условиях, нужно выбирать покрышку со следующими параметрами:
- изготовлена из специальной зимней резины, чтобы быть мягкой, эластичной и не дубеть на морозе;
- должна быть широкой, насколько позволяет ширина обода;
- грунтозацепы лучше брать мелкого или среднего размера для увеличения площади контакта с дорогой;
- в центре протектора не должна быть сплошная полоса резины;
- наличие шипов – большой плюс.
Как узнать, что покрышка предназначена для зимы
Обычно в названии зимней велосипедной резины есть слова "Winter", "all seasons", или еще что-то в том же духе.
Если на протекторе есть шипы в грунтозацепах – то она точно зимняя, летом они вообще не нужны.
На самой покрышке может быть нарисована снежинка или написано "W", "Winter", "All seasons".
Более подробно, о том, что означают цифры и надписи на велопокрышках описано здесь.
Езда зимой на велосипеде по автомобильным дорогам
Очень часто велосипедисты в городах передвигаются по проезжей части дорог. Если Вы там то же много катаетесь, то очень рекомендую ездить только на шипованных покрышках! Правда это касается только тех районов страны, где зимой есть снег.
Почему? Да все очень просто:
Первое. Даже если дорогу чистят – на асфальте равно остается тонкий слой льда.
Второе. На правой стороне дороги, где как раз обычно едут велосипедисты, всегда лежит грязный и мокрый снег, лед, ледяная «каша», где сверху снег, а снизу лёд!
Третье. Часто всё это не лежит сплошняком, а разбросано на дороге рваными кусками разной толщины и неровными краями.
Поэтому здесь нужно очень хорошее сцепление и управляемость велосипедом, а это может обеспечить только шипованная резина. Вероятность падения в таких условиях резко возрастает, и оно может привести, прямо скажем, к фатальным последствиям. Ещё не забывайте надевать велосипедный шлем, в случае падения – шапка не спасет.
И еще. Шиповку лучше не накачивать до максимального давления, а ездить на слегка подспущенной резине. В таком состоянии колесо лучше катит и сцепляется с дорогой. Но не опускайте давление ниже минимального, указанного производителем. Зимняя резина делается из мягкой резины, а при очень низком давлении покрышка может потрескаться или даже прорваться.
Дополнительные варианты для велосипедиста увеличить сцепление с дорогой в зимних условиях
Не все могут себе позволить сезонно переобуваться на зимнюю и летнюю резину по разным условиям.
В некоторых регионах снег выпадает не так часто или ненадолго, и покупать отдельно зимнюю резину становится немного накладно – она все же часто дороже летней. Ну, а с учетом того, что многие наши люди живут по принципу, что «мы не ищем легких путей», есть несколько интересных вариантов для переоборудования летней резины для эксплуатации в зимних условиях.
Стяжки на колесо
Самый дешевый и простой вариант увеличить сцепление колеса с зимней дорогой – использование строительных стяжек. Правда подходит он только для колес велосипедов без ободных тормозов.
Плюсы его в том, что все можно сделать быстро, просто и дешево. Причем так же быстро все можно и снять.
Вам понадобятся пластиковые стяжки, нож, ножницы или бокорезы.
Каждую пластиковую стяжку нужно обернуть вокруг обода и покрышки, затянув её и защелкнуть так, чтобы замочек был сбоку. Замки на стяжках нужно чередовать, одни замки располагая сбоку на правую сторону, другие – на левую. Для ориентировки равномерного распределения стяжек по всей длине окружности колеса лучше всего использовать спицы. Можно у каждой спицы ставить две стяжки: с одной стороны спицы – замок с левой стороны колеса, а с другой стороны – замок справа.
Брать лучше толстые стяжки. Перед их установкой можно чуть-чуть приспустить колесо, а после установки – опять подкачать. Тогда стяжки более прочно «сядут» на свои места.
Не нужно замки выставлять на самый центр протектора или близко к нему – так покрышка гораздо быстрее повредится. Их главная задача – не дать колесу «сорваться в занос», особенно при поворотах.
Использовать старую велосипедную цепь, надетую на колесо
Подходит для всех типов тормозов на колесах. Делается достаточно просто и быстро. Берутся две старые велосипедные цепи, рассчитывается длина окружности колеса велосипеда, колесо сдувается до состояния совсем мягкой покрышки и, после надевания цепи, вновь надувается. Давление в покрышке, скорее всего, придется держать максимальное, чтобы цепь плотно сидела и не слетала во время движения.
Опыт практического использования говорит о том, что на укатанной дороге и рыхлом снегу велосипед катит нормально – цепь не дает колесу уйти в занос. Хуже по люду, старому слежавшемуся снегу и асфальту. Торможение на льду и гололеде плохое – велосипед катится, как на коньках. Хотя нельзя сказать, что не тормозит совсем. На асфальте сильно гремит.
В общем, это вариант на любителя, хотя он имеет и свои плюсы:
- очень дешевый, практически даром – нужно просто взять две старые цепи;
- подходит для всех типов тормозов;
- быстро ставится и снимается;
- можно ставить, например, только на одно переднее колесо.
Если цепь слетит во время движения – никуда не потеряется, но ехать дальше будет нельзя.
Промышленные и самодельные противоскользящие цепи на велосипедные колеса
Есть разные варианты: от простых самодельных до профессиональных для сложных условий катания по снегу и льду. Тут каждый выбирает себе сам, то, что хочет.
Покрышки reTyre
Есть еще одна интересная идея накладных покрышек reTyre от норвежской фирмы Technium AS. Она состоит из базовой сликовой покрышки, одевающейся как основная на велосипедное колесо и пяти вариантов дополнительных покрышек-кожухов или накладок («шкурок») с разными видами протекторов, которые пристегиваются при помощи молнии на основную резину.
Дополнительные «шкурки» покупаются каждая отдельно – такие, какие нужны. Пристегиваются они очень быстро и удобно.
Идея, в общем интересная, но о реальном опыте эксплуатации ничего сказать не могу. Вызывает вопросы то, как поведет себя молния после поездок по грязи и пыли.
Что еще можно почитать о велосипедных покрышках
- Какую покрышку выбрать на велосипед
- Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость
- Что означают цифры и надписи на велосипедных покрышках
- Можно ли ставить разные покрышки на разные колеса велосипеда и как их подбирать?
- Что такое TPI (EPI) у велосипедных покрышек
- Что такое компаунд и жесткость велосипедных покрышек
- Давление в велосипедных шинах
- Как защитить от проколов велосипедное колесо
- Износ велосипедных покрышек: причины и борьба с ним
Комментарии