О типах велосипедных тормозов подробно рассказано в статье «Основные виды велосипедных тормозов. Их плюсы и минусы».
В этой статье поговорим об одном важном нюансе дисковых тормозов – о совместимости в вопросе крепления ротора к втулке.
Дело в том, что есть два варианта крепления ротора: на болтах и CenterLock (CL). При покупке или замене ротора нужно учитывать какая установлена втулка и наоборот, если хотите заменить втулку, оставляя тот же дисковый тормоз, посмотрите на ротор.
Крепление ротора к втулке на болтах
Простой и понятный способ – ротор крепится на нескольких болтах к втулке.
Существует крепления для роторов на:
- Трех;
- Четырех;
- Пяти и
- Шести болтах
И все они не совместимы друг с другом.
Самый распространенный на сегодняшний день – вариант шести болтового крепления. Все остальные модели устарели, и в практической жизни используются очень редко. Если только это не какие-то специализированные или очень старые втулки и дисковые тормоза.
Для крепления ротора к втулке чаще всего используются Torx болты – со шлицами типа «звездочка». Хотя, в принципе, никто не мешает вкрутить туда и обычные, но совместимые болты под крестовую или плоскую отвертку.
При закручивании болтов сначала нужно их наживить, а уже окончательно затягивать не просто по кругу, а по следующей схеме
Причем, обтяжку болтов лучше всего сделать не за один обход, а за несколько, постепенно усиливая силу натяжения. Делается это для того, чтобы не перекосить ротор при установке.
Производители рекомендуют затягивать болты с силой 4-6 Nm, иногда 8 Nm.
Если используется специальная отвертка с возможностью установить силу затяжки, то тут всё просто – установили нужное усилие и закручиваете.
Если такой отвертки нет, то для понимания, что значит 4-6 Nm: это усилие можно получить, если давить на ручку воротка длинной 10 см с силой 5 кг.
Крепление CenterLock (CL) ротора дискового тормоза к втулке
Впервые этот тип крепления предложила японская компания Shimano.
На сегодняшний день такое крепление можно встретить на втулках Shimano и тех производителей, которые приобрели у Shinamo лицензию.
Нюанс здесь в том, что существуют два диаметра CenterLock: 35 мм и 47 мм Oversize.
Само соединение шлицевого типа, которое фиксируется на втулке стопорным (прижимным) кольцом под специальный съемник.
Стопорные кольца бывают с внутренними шлицами, и для работы с ними подходит тот же съемник, что и для кассет (инструменты семейства FR-5)
и внешними вырезами – для работы с ними нужны специальные ключи или насадки на воротки (инструменты типа BBT-9, BBT-69.2 или Hollowtech II).
В качестве минусов CenterLock приводят то, что:
- Ротор на CenterLock креплении может начать люфтить «вперед-назад».
- Снимать и ставить ротор можно только с помощью специальных съемников.
Насчет люфта на самом деле мнения велосипедистов делятся: одни говорят, что люфт есть, другие утверждают, что «не встречали». Думаю, что в реальности это зависит от качества изготовления ротора и втулки и правильности затяжки прижимным кольцом.
А вот насчет специального ключа для установки – его действительно, нужно иметь, но если у вас установлена кассета, то это может быть один и тот же ключ. Интересные нюансы по ключам неплохо описаны тут.
Затягивать прижимное кольцо нужно с силой 40 Hm. Если у Вас есть динамометрические инструменты, на которых можно выставить силу затягивания – это очень удобно, в противном случае, можно считать, что затягивать нужно очень сильно. Давить нужно с силой 20 кг на ручку длиной 20 см.
Переходники с CenterLock на 6 болтов
Оба варианта крепления CenterLock и 6 болтов не совместимы друг с другом. Но существуют переходники с втулки с креплением CenterLock на роторы с креплением 6 болтов. Обратных переходников с 6 болтов на CenterLock не бывает.
Существует несколько основных конструкций таких адаптеров:
- В одних моделях ставят кольцо, в которое вкручиваются болты, удерживающие ротор.
- В других на крепление CenterLock устанавливают переходник со штырями, на которые «садится» ротор и прижимается специальным стопорным кольцом.
- В третьем варианте на крепление CenterLock устанавливают переходник с пазами. Сверху кладут ротор и прижимают его кольцом со штырями, и все это фиксируется стопорным кольцом.
При покупке обязательно обратите внимание на то, каким инструментом будет закручиваться стопорное кольцо на адаптере.
И еще один нюанс: при установке ротора внимательно посмотрите на стрелку, указывающую направление его вращения. Устанавливать ротор нужно строго по стрелке.
Дополнительно можно почитать здесь:
- Основные виды велосипедных тормозов. Их плюсы и минусы.
- Как тормозить зимой на велосипеде. какие тормоза лучше.
- Типы и особенности велосипедных втулок. На что обратить внимание при замене.
Комментарии
Окрема подяка за зрозумілі картинки :)