Отредактировано: 10.01.2021
На всех велосипедных покрышках есть какие-то цифры и не все знают, что они означают. Впрочем, это касается не только их, но и надписей на колесах беговелов, самокатов, детских и инвалидных колясок. Давайте попробуем разобраться в этом не сложном вопросе.
Итак, что же на велопокрышках пишут:
- Производитель.
- Размер покрышки.
- Давление, которое она может выдержать (BAR, PSI, Pa).
- Направление установки для однонаправленных покрышек.
- Покрышка только на переднее колесо - Front Only
- Дата производства велопокрышки.
- Дополнительные надписи на покрышках.
- Надпись Neylon
- Обозначение на зимних покрышках
- Максимальная нагрузка на шину
- Надписи на покрышках из компаунда (compaund)
- Жесткость покрышки
- Цветные полоски на покрышках Schwalbe
- Что значит TPI или EPI
- Покрышки со светоотражающим слоем
- Безкамерные велопокрышки (Tubeless)
- Покрышки с антипрокольным слоем
- Надпись EXO PROTECTION
- Китайские надписи
Производитель велосипедной покрышки
Тут все просто и понятно. Любой уважающий себя производитель напишет на покрышке свое название.
Кстати. Немного информации о маркировке производителей советских велосипедных покрышек.
Маркировка советских покрышек заводами-производителями.
В СССР работало много шинных заводов, выпускавших продукцию для всех видов колесной техники: автомобильной, мотоциклетной, велосипедной и т.д. Причем многие из них продолжают работать и сейчас, сменив владельцев и формы собственности.
Покрышки маркировались товарными знаками или буквенными обозначениями.
Эта маркировка шин относится не только велосипедным, но и к автомобильным, мотоциклетным и прочим выпускавшимся в СССР покрышкам.
В частности, буквы на покрышках обозначали следующих производителей:
- "АШК" - Алтайский шинный комбинат (Барнаул)
- "Б" - Бакинский шинный завод (Азербайджан)
- "БОЯШ" - "Бобруйско-Ярославская шина" (Бобруйск, Белоруссия)
- "Бр" - Барнаульский шинный завод
- "Бел" - ПО "Бобруйск-шина", "Белшина" (Белорусь)
- "Бц", "БцС" - Белоцерковское ПО шин и резиноасбестовых изделий (Украина), Росава
- "В", "ВШЗ" - Воронежский шинный завод.
- "Вл" - Волжский шинный завод (Волтайр)
- "Д", "D" - ПО "Днепршина" (Украина)
- "Е" - Ереванский шинный завод (Армения)
- "К" - Кировский шинный завод.
- "Кя" - Красноярский шинный завод.
- "Л", "ЛШЗ" - Ленинградский шинный завод.
- Товарный знак в виде треугольника - Ленинградское производственное объединение (ЛПО) "Красный треугольник".
- "М" - Московский шинный завод
- "НИИШП" - московский Научно-Исследовательский Инситут Шинного Производства и опытный шинный завод
- "Нк" - Нижнекамский шинный завод
- "O", "ОШЗ" - Омский шинный завод, ПО "Омскшина".
- "Оп" - Опытный шинный завод НИИШПа (Москва)
- "С" - Свердловский шинный завод
- "У" - Уралшина (Екатеринбург)
- "Ч" - Чимкент-шина (Казахстан)
- "Я" - Ярославсший шинный завод
Обозначение размера велосипедной покрышки
Присутствует на всех покрышках, даже на которых нет названия производителя. Указывают или в миллиметрах или в дюймах.
Обычно размер покрышки указывается или в соответствии со стандартом Общеевропейской Технической организацией, отвечающей за размеры шин и дисков - ETRTO (European Tire and RimTechnical Organization).
При этом меньшая цифра – это ширина покрышки, а большая – ее диаметр, т.е. на рисунке покрышка шириной 52 мм и внутренним диаметром 559 мм.
В дюймах: ширина 2.00 дюйма и внешний диаметр 26 дюймов.
У маркировки в дюймах есть недостаток: она не стопроцентно точна. Например, диаметры велопокрышки 559 мм, 571 мм и 590 мм будут обозначаться как 26”. Велопокрышки, которые имеют диаметры 622 мм и 635 мм, будут иметь размер 28-дюймов.
Иногда, как например, на этом рисунке, на покрышке указывают, что она может при менять ширину в пределах от 1,95 до 2,1 дюйма, подходит для ободов, на которых можно устанавливать шины шириной от 1,95 до 2,1 дюйма, и, соответственно, выбирать велосипедную камеру таких же размеров.
Общую идею о том, что определяют цифры в разных маркировках размеров можно понять из приведенной здесь схемы "Маркировка покрышек".
Основное и самое точное обозначение размеров - это размеры по системе ISO (ETRTO). На схеме обозначена синим цветом.
В ней цифры обозначают размеры в миллиметрах. Первая цифра - ширина резины, а вторая - ее внутренний диаметр. Он же является и посадочным диаметром обода.
Дюймовый и самый старый тип маркировки. На схеме показан черным цветом.
Бывает двух видов.
Первый вид: Из двух цифр, например, 28 х 1 3/8. Где 28 - размер покрышки в дюймах по наружнему диаметру, а 1 3/8 - её ширина, в данном примере: одна целая и три восьмых дюйма.
Это самый распространенный вариант обозначений размеров велосипедных шин.
Второй вид: из трех цифр. Например, 28 х 1 5/8 х 1 3/8. Здесь цифры означают соответственно: 28 - внешний диаметр в дюймах, 1 5/8 - высоту велопокрышки в дюймах (одна целая и пять восьмых дюйма), 1 3/8 - ширину велопокрышки в дюймах .
Есть еще и французская маркировка (малиновая на схеме). У нас она встречается реже, но на резине, выпускаемой в Европе это довольно распространенный тип.
Пример французской маркировки шин – 700 x 35C. Здесь наружный диаметр покрышки 700 мм и ее ширина 35 мм. Буква на конце указывает на внутренний диаметр покрышки. В данном случае С – это 622 мм.
Более подробно о типах маркировки размеров и их взаимозаменяемости можно прочитать в статье "Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость".
Обозначение давления, которое может выдержать велопокрышка
Вообще о давлении в велосипедных покрышках на нашем сайте есть отдельная статья и здесь мы только отметим, что надписи этого типа означают минимальное и максимальное давление, на которое рассчитана данная покрышка.
Надпись на английском "Inflate to min ..... max" дословно переводится как "Надуть до..." ("Накачать до", "Давление от ... до ..." ).
Например, на рисунке снизу указано, что давление должно быть от 36 до 60 PSI (от 250 до 420 kPa) или соответственно от 2,5 атмосфер до 4,2 атмосферы.
Поясним, что такое BAR (атмосфера), PSI и kPa.
- BAR –это давление в барах или атмосферах. Для людей на постсоветском пространстве самое понятное обозначение. 1 BAR=1 атмосфере.
- При умножении давления, указанного в BAR на 100 получаются килопаскали. В данном случае это будет 250 и 420 килопаскалей. Обозначаются паскали английским буквами “Pa” или если в «кило» - то kPa. В них то же указывают минимальное и максимальное давление, на которое рассчитана покрышка.
- PSI (pound-force per square inch) – давление в фунтах на квадратный дюйм. Это обозначение давления принято в Европе и некоторых штатах в США. Для приведенного примера это 36 и 60 соответственно.
Соотношение между BAR, PSI и Pa следующее: 1 Бар = 100 000 Па (100 kPa) = 14,504 Psi.
Посмотреть таблицу с переводом из BAR в PSI можно здесь.
Так вот, накачивая покрышку, нужно понимать, что давление в ней не должно быть ниже минимального и выше максимального. Здесь стоит отметить, что лучше оставить небольшой запас в 0,2-0,5 атмосфер, не накачивая покрышку до максимального значения, чтобы ее не разорвало, особенно в жаркую погоду.
Помните, что давление держит не камера, а именно покрышка.
Если после обозначения минимального и максимального давления в покрышке написано слово COLD (холодный) это значит, что измерять давление нужно в холодной шине.
Направление установки для однонаправленных покрышек
Чаще всего рисунок у велосипедных покрышек симметричный. Такие скаты можно устанавливать любой стороной.
Но бывают и специализированные покрышки с не симметричным рисунком протектора. Они должны устанавливаться только так, как указано на самой покрышке. Ответственный производитель обязательно укажет стрелками как правильно ее устанавливать. Обычно это английские слова:
- Rotatiion (вращение),
- Drive (ездить, ехать),
- Rotating Direction (направление вращения)
На фотографиях ниже показаны такие покрышки с указанием направления вращения колеса при установке на велосипед.
или
На следующем рисунке покрышку можно ставить как на заднем колесе, так и на переднем, но с учетом направления вращения колеса. Т.е. при установке покрышки на заднее колесо смотрим на стрелку Rear (задний) и ставим ее таким образом, чтобы заднее колесо крутилось по стрелке Rear. При установке этой же покрышки на переднее колесо обращаем внимание на стрелку Front (перёд, передняя сторона). Покрышка, установленная на переднем колесе крутиться по стрелке Front.
Если покрышка предназначена только для переднего или только для заднего колеса, тогда не ней делается соответствующая надпись. Как, например, на фотографии ниже, где представлена покрышка, предназначенная только для установки на переднее колесо. На ней так же указано, в каком направлении должно вращаться колесо.
Как установить нессиметричные покрышки на колеса
Хочется остановиться еще на одном моменте.
Если производитель четко указал, как нужно устанавливать несимметричные покрышки на колеса, все просто и понятно. Но иногда возникает ситуация когда на однонаправленной покрышке нет такой надписи. Как поступать в этой ситуации?
Прежде всего, убедиться, что рисунок протектора на покрышке явно похож на английскую букву ”V”. При установке такой покрышки на колесо следовать правилу: если установить ее на заднее колесо – оно должно оставлять след вида: «>>>>>>>», а переднее наоборот вида: «<<<<<<<<». Это рисунок, если представить что велосипед едет слева направо.
Почему так? Заднее колесо сильнее отвечает за сцепление с дорогой, обеспечивая проходимость велосипеда. Поэтому оно как-бы упирается в дорогу двумя ножками буквы «V» и создает лучшее сцепление с ней.
Переднее колесо отвечает за манёвренность велосипеда и торможение. Поэтому при торможении уже переднее колесо упирается двумя ножками буквы «V» в дорогу.
Особенно это имеет значение при езде по грунтовым дорогам, земле, песку. При езде только по асфальту особого значения это иметь не будет.
Покрышка только для переднего колеса - Front Only
Если на покрышке есть надпись Front Only значит она предназначена только для установки на переднее колесо.
Это обусловлено тем, что при производстве таких шин используется очень мягкий материал с низкой жесткостью, что обеспечивает лучший контроль велосипеда при движении, но меньшую износостойкость покрышки. На заднем колесе она сотрется значительно быстрее.
Обычно такие шины используются в экстремальных дисциплинах - даунхиле и т.п.
Дата производства велосипедной покрышки
Часто задают вопрос: "Как определить дату когда покрышка была изготовлена?". Добросовестные производители указывают на покрышках дату (год и месяц) выпуска покрышки.
Дата изготовления покрышки определяется как четырехзначное число, первые две цифры которого не могут превышать 52. Почему? В этом числе первые две цифры обозначают неделю года выпуска покрышки (в году их 52), а последние две - последние две цифры года производства.
Чаще всего эти цифры находятся в овале, как на фотографии:
Дополнительные надписи на покрышках
Мы рассмотрели основные типы надписей, которые производители чаще всего пишут на своих покрышках.
Но некоторые из них пишут еще и дополнительную информацию или пояснения.
Например, любую дополнительную информацию о производителе, адрес своего сайта, на котором можно прочитать о нем самом и выпускаемых покрышках, возможность использования в холодное время года, да и вообще все остальное, что они посчитают нужным.
Надпись Nylon (нейлон)
Надпись Nylon (нейлон) означает что корд покрышки усилен нейлоновыми нитями. Более подробно об этом в статье "Какую покрышку выбрать на велосипед".
Например, на рисунке ниже на покрышке написано, что протектор (Tread) состоит из полиэстера (Polyester), усилен стальными нитями (Sleel) и нейлоном (Nylon), а боковая стенка (Sidewall) усилена полиэстером.
Надписи на зимних покрышках
Если покрышка может эксплуатироваться в холодное время года, на ней будет написано "W", "Winter", "All seasons" или нарисована снежинка.
Чаще всего в самом названии покрышки так же присутствуют эти слова ("Winter" или "all seasons").
Главное резина на зимних покрышках должна быть шипованной, мягкой и не дубеть на морозе.
Более подробно об увеличении сцепления покрышек с зимней дорогой можно почитать в статье "Как увеличить сцепление колес велосипеда с дорогой зимой на снегу".
Обозначение максимальной нагрузки на велопокрышку
Иногда на покрышке указывается ее максимальная грузоподъемность в кг (или фунтах - LBS). Например, покрышка на фотографии ниже выдерживает 125 кг или 275 английских фунтов. Конечно, если давление на нее будет 150 кг, покрышка сразу не лопнет, но риск ее повреждения будет значителен.
Максимальная нагрузка указывается при максимально допустимом давлении в шине.
Некоторые написи на покрышках из компаунда (compound)
Больше всего это относится к надписям на шинах такого известного производителя как SCHWALBE, но подойдет и для других
COMPOUND - покрышка изготовлена из компаунда: смеси резины с различными полимерами и мономерами.
Надпись | Расшифровка |
23S | Marathon 23S - специальный компаунд, содержащий кремний (Silica), обеспечивающий хороший накат и длительный срок эксплуатации покрышки |
Allround | Компаунд шины Marathon – прочный, обеспечивает больший пробег, отличное сцепление на мокрой дороге и низкое сопротивление качению |
DPC (Dual Ply Casing) | Двухслойное плетение нейлонового волокна, обеспечивающее дополнительную защиту |
Dual Compound | Покрышка состоит из двух компонентов для лучшего “поведения” шины. Центральная часть покрышки, контактирующая с дорогой, жесткая, что дает лучшую износоустойчивость, а боковые выполнены из мягкого компаунда, что повышает сцепление с дорогой |
DFC/DRC | Dual Front Compound / Dual Rear Compound – специально разработан и оптимизирован для переднего и заднего колес Stelvio Evolution. |
ENDUR | Endurance - износостойкий компаунд для обеспечения максимального пробега для покрышки Marathon XR |
Gooey | Gooey Gluey — черезвычайно долговечный, мягкий материал для лучшего контроля на твердых и рыхлых трассах (Muddy Mary) |
Heavy Duty | У покрышки усиленная боковая стенка. Используется в шинах для DownHill и FreeRide. Выдерживает сильные нагрузки. |
Hard Compound | Жесткий материал рассчитанный на мягкие болотистые поверхности |
Off-Camber Grip | Специальные рельефные боковые блоки протектора улучшают поведение колеса при его наклонах. |
ORC | Offroad Racing Compound - смесь для быстрых внедорожных шин. Оптимальные качества для лучшего котроля за движением по бездорожью |
QC | Qualifier Compound - специальная смесь, гарантирует низкое сопротивление качению (Stelvio Light) |
Light, LiteSkin | Облегченная покрышка. Подойте тем, кто борется за каждый грамм веса. У этих покрышек хуже сопротивляемость проколам! |
L.S.T. | Внутренний край покрышки обладает свойством препятствовать проскальзыванию по ободу при торможении. |
MGC | Maximum Grip Compound обладает очень хорошим сцеплением на скользких и мокрых дорогах. |
Magic | Компаунд, обеспечивающий непередаваемое сцепление на мокрой трассе и сопротивление качению |
SBC | Schwalbe Basic Compound. Качественный материал для универсального применения в различных условиях |
Silica | Компаунд со специальным кремневым наполнителем, который существенно изменяет свойства резины уменьшая сопротивление качению |
SPC (Single Ply Casing) | Один слой нейлонового волокна, покрытый резиной, которым оплетается корд. Однослойное плетение позволяет покрышке "облизывать" трассы с различным рельефом и снижает вес покрышки. |
Soft Compound | Особенно мягкая смесь, обеспечивает лучшее сцепление на твердых поверхностях |
SGC | SpeedGrip - многоуровневый двойной компаунд обладает оптимальными характеристиками (SuperMoto) |
SnakeSkin | Специальная дополнительная защита боковой поверхности покрышки уменьшает вероятность появления задиров. |
T45 | Специальная смесь для шоссейных трубок, применяется в трубках Montello |
Triple Compound | Трехслойный компаунд. Позволяет оптимально соединить в одной шине различные характеристики (Nobby Nic, Racing Ralph, Furious Fred) |
Wide-Gapp | Протектор с большими промежутками между шипами, обеспечивает отличное самоочищение шины и улучшает сцепление с поверхностью. |
DGC (скутер) | Durable Silica Compound обеспечивает хороший накат и длительный срок эксплуатации шин |
DSC (скутер) | Durable Silica-Grip Compound обладает очень хорошим сцеплением в различных условиях |
FOC (скутер) | Front Only Compound — резиновая смесь (Soft), оптимизированная для переднего колеса скутера |
S1A (скутер) | Winter Compound — зимняя резиновая смесь, разработанная для скольских и обледенелых дорог |
Обозначение жесткости компаунда
Жесткость покрышки обозначается двухзначным числом с буквой "а" на конце.
Например: 40a, 42a, 57а/62a, 60a, 62a, 70a, 80а. Чем больше цифра — тем тверже материал.
Пишут это очень редко, но иногда бывает. Чаще этот параметр указывают на фирменной этикетке, упаковке, или, как минимум, на сайте производителя.
Сюда же можно отнести и надпись ST или SUPER TACKY (англ: супер липкий), обозначающую, что это очень мягкая, обычно с жесткостью 42а, покрышка.
Если на резине присутствуют буквы 3С, это означает что при производстве покрышки использовались 3 типа компаунда.
А вообще о жесткости компаунда на нашем сайте есть отдельная статья и в ней можно более подробно об этом почитать.
Что обозначают цветные полоски на покрышках Schwalbe (Швальбе)
В недрах корпорации Schwalbe был разработан новый, более долговечный материал с улучшенными свойствами, получивший название – Addix.
Шины для MTB покрышек, изготовленные с применением Addix разбили на 4 группы. А для упрощения различия их начали обозначать меткой сбоку и цветной полоской на протекторе.
Каждая группа обладает различными свойства для различных дисциплин.
Addix Speed (красный) – XC RACE
Хорошо катит и позволяет достичь максимальной скорости. Обладает наилучшим сопротивлением качению. Идеально подходит для гонок на пересеченной местности. Сцепление выше на 15%, прочность на 25%.
Addix Speedgrip (синий) – XC / AM / TRAIL
Хорошо держит дорогу. Универсальный состав для пересеченной местности, длительных дистанций, небольших препятствий и подъемов. Прочность увеличена на 62%, сцепление на 35%.
Addix Soft (оранжевый) – ENDURO / DOWNHILL
Предназначен для крутых спусков и подъемов, преодоления серьезных препятствий. Обладает отличным накатом и амортизацией, в т.ч. при низких температурах. Прочность увеличена на 49%.
Addix Ultrasoft (фиолетовый) – ENDURO / DOWNHILL
Предназначен для экстремальных спусков и самых жестких условий эксплуатации, обладает максимальной амортизацией. Серьезно улучшены низкотемпературные свойства, сцепление и амортизация. Подходит для круглогодичного использования.
Красный и синий подходят для кросскантри, оранжевый и фиолетовый для фрирайда, даунхилла.
TPI (EPI) - плотность корда на дюйм
Среди характеристик велосипедных покрышек есть такое понятие как TPI (Threads Per Inch) или EPI (Ends Per Inch)
Оба эти понятия определяют плотность плетения каркаса покрышки или количество нитей корда на 1 дюйм.
EPI чаще применяют в Европе, а TPI – более интернациональное обозначение, принятое во всем мире, но по сути это одно и то же.
Между показателем TPI (EPI) и типом покрышки, её весом и стоимостью есть четкая зависимость:
- Чем больше TPI - тем плотнее лежат нити корда в каркасе покрышки, на ней меньше резины, следовательно, шина легче по весу и дороже.
- Меньше TPI – нитей корда меньше, а резины больше – покрышка тяжелее, но дешевле.
- Есть исключение из общего правила. У покрышек для экстремальных велосипедных дисциплин (например, фрирайд, даунхил и т.п.) высокое значение TPI – у них плотный каркас и много резины. Но для этого типа покрышек вес не имеет принципиального значения. Тут безопасность и надежность превыше всего.
Покрышки с большим TPI прочнее, она сложнее прокалывается и держит большее давление.
Велопокрышки со светоотражающим слоем - Reflex
Существуют покрышки с нанесенным на боковую поверхность светоотражающим слоем, о чем то же может быть соответстующая надпись.
Обычно пишут: Reflex
Бескамерные велосипедные покрышки
Надписи Tubeless (бескамерный), Tubeless Ready, TLR, TR, Tubeless tire, Tubeless tyre, Tubeless Easy означают, что покрышу можно использовать без камеры.
Антипрокольные покрышки
Надписи на резине типа Anti-flat, Anti-puncture, Puncture protection, Puncture resistance, Flatless, означают, что в состав этой шины входит антипрокольный слой.
Надпись EXO PROTECTION
Надпись EXO Protection на велосипедной резине говорит о том, что в боковину покрышки вплетен дополнительный кевларовый слой, устойчивый к порезам и износу.
Такие покрышки особенно хорошо подходят для каменистых горных трасс, где высока вероятность порезать борта.
Обычно её пишут на покрышках MAXXIS.
Отдельный пункт: надписи на китайских покрышках
Китайские производители как всегда отличаются особой сообразительностью и изобретательностью, но не всегда дружны с русским языком:
Дополнительно почитать о покрышках можно здесь:
- Какую покрышку выбрать на велосипед
- Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость
- Можно ли ставить разные покрышки на разные колеса велосипеда и как их подбирать?
- Что такое компаунд и жесткость велосипедных покрышек
- Что такое TPI (EPI) у велосипедных покрышек
- Износ велосипедных покрышек: причины и борьба с ним
- Как защитить от проколов велосипедное колесо
- Давление в велосипедных шинах
- Как увеличить сцепление колес велосипеда с дорогой зимой на снегу
- Шишка (грыжа) на велосипедном колесе. Почему появляется и можно ли её «лечить».
Комментарии
Велосипед поедет как бы Вы покрышки не поставили :)
Спорить о том, как они должны стоять можно долго и приводить разные аргументы.
Но прежде всего, хороший производитель сам укажет направление для установки своих покрышек. Дешевые китайские как не ставь они все равно быстро проколятся или сотрутся.
Мы рекомендуем ставить именно так исходя из логики, описанной в абзацах:
"Почему так? Заднее колесо сильнее отвечает за сцепление с дорогой, обеспечивая проходимость велосипеда. Поэтому оно как-бы упирается в дорогу двумя ножками буквы «V» и создает лучшее сцепление с ней.
Переднее колесо отвечает за манёвренность велосипеда и торможение. Поэтому при торможении уже переднее колесо упирается двумя ножками буквы «V» в дорогу."
Ну а как их ставить в жизни на свой велосипед - решайте сами.
Некоторое удивление вызвал абзац о несиметричных покрышках без указания направления вращения.. В подавляющем большинстве направленных покрышек работает правило: "... «<<<<<<<<<<». Это рисунок, если представить что велосипед едет слева направо."
Если направление вращения не промаркировано, то Вы советуете заднюю покрышку устанавливать НАОБОРОТ.
Обычно на них напечатано дата производства
Например, в статье ВЕЛОСИПЕДНЫЕ КАМЕРЫ: РАЗМЕРЫ И МАРКИРОВКА (sportek.in.ua/blogs/stati/Velosipednyye-kamery-razmery-markirovka)
есть фото.
Иногда еще пишут на упаковках.
Хотя, честно говоря это бывает не всегда.
Производитель сам решает, что он хочет написать.
Да, вы правы.
Честно говоря, я бы рекомендовал поменять покрышки на нужный вес.
Если производитель пишет на велосипедном колесе 90 кг, он конечно понимает, что колес на велосипеде 2. и вес велосипедиста распределяется не по 50% на каждое колесо а как 65% на заднее и 35% на переднее.
Скорее всего покрышка в 90 кг выдержит при нормальное езде и Вас, но - не факт, что она не лопнет при очередном съезде с бордюра или просто от напряжения в резине. Вам нужно будет более высокое давление в колесе, а покрышка может этого не выдержать.
Время хранения велошин с СУХОМ, ТЕМНОМ месте может быть достаточно большим. 5 и даже 10 лет.
Главное избегать прямых солнечных лучей и высокой влажности.
Вообще все зависит то производителя и материалов, из которых они производят шины. Более детальную информацию нужно искать у них на сайтах.
Я просто не вижу особого смысла их так долго хранить. За 10 лет производители еще чего-нибудь интересно придумают.
Знаю случаи, когда люди достают из "старых загашников" еще советские шины и катаются на них.
Нужно смотреть на саму резину. Если она потрескалась, то нужно уже задумываться о покупке новой.
Срок хранения 2-3 года это вообще не вопрос.
Слышал, что постепенно резина сама по себе может разрушаться.