Отредактировано: 02.02.2017
Мы продолжаем серию статей о различных материалах, используемых при производстве велосипедных рам. В прошлой статье мы поговорили о велосипедах на основе стальных рам.
В современном мире для изготовления рам велосипеда используют следующие материалы:
- Сталь (обычную, углеродистую, хромомолибденовую).
- Алюминиевые сплавы (Alloy)
- Титановые сплавы (Titanium)
- Карбон (углепластик, Carbon fiber)
- Различные редкие, экспериментальные и оригинальные материалы (магниевые (Magnesiumc), алюминиево-скандиевые, бериллиевые сплавы, бамбук и т.д.)
В этой статье мы рассмотрим свойства рамы, изготовленной из алюминиевых сплавов.
Сам термин алюминиевая рама не совсем правильный. Алюминий в чистом виде не применяется – он слишком мягкий. Под этим термином подразумеваются сплавы с другими металлами: цинком, медью, магнием, марганцем и т.д.
Один из больших плюсов алюминиевых рам – их малый вес. Именно поэтому велосипеды с такими рамами быстрее набирают скорость, на них легче подниматься в гору. Однако, это же дает и отрицательный эффект в виде потери наката, т.е. когда велосипедист прекращает вращать педали байк быстрее останавливается.
На велосипедах с алюминиевыми рамами немного сложнее делать повороты, так как они гораздо «жестче» стальных рам, и, если стальные могут немного изгибаться при повороте, как бы «вписываясь» в него, то алюминий этого делать не может.
Из-за такой жесткости рамы энергия велосипедиста, вращающего педали, передается на колеса с меньшими потерями, чем у стальной рамы, которая при этом немного изгибается и поглощает энергию велосипедиста. Правда, все это играет большую роль у гонщиков и спортсменов, а для обычного байкера это «мелочи жизни». А вот что гораздо более заметно, так это то, что из-за такого свойства алюминия поездка на байке с алюминиевой рамой становится более жесткой и некомфортной. Велосипед гораздо хуже гасит вибрации на дороге, чем байк со стальной рамой, лучше амортизирующей все ухабы и выбоины на ней. Алюминиевая рама передает на пятую точку, позвоночник и руки, практически не гася, все удары о дорогу. А дороги у нас, как известно, не отличаются ровностью и гладкостью.
Для велосипедов с алюминиевой рамой нужна хорошая амортизационная вилка, которая частично возьмет на себя амортизацию от ударов переднего колеса, хорошее седло, а возможно и амортизационный подседельный штырь, для смягчения ударов на позвоночник от заднего колеса.
Еще одним недостатком алюминиевых рам является то, что в отличие от стальных, они, накапливая усталость, ломаются без появления трещин. А это значительно повышает риск того, что она сломается прямо во время поездки. Т.е. стальная рама, перед тем как сломаться сначала треснет, а уже потом в этом месте сломается. Это свойство позволяет заметить трещину и выкинуть треснутую деталь или заварить её.
Например, на моих глазах, во время спуска по горной тропе в Буковеле, в конце трассы сломалась алюминиевая рама даунхилл-велосипеда. Хорошо еще, что это произошло практически у подножья горы, да и сам спортсмен был отлично экипирован велозащитой и не получил никаких повреждений. Рама просто сложилась пополам на небольшой кочке, так что последние полкилометра до финиша велосипед ехал на своем хозяине. Ситуация очень напоминала ту, что показана на фотографии внизу.
Зависимость прочности велосипедной рамы от диаметра и толщины стенок труб
При изготовлении алюминиевых рам используют трубы большего диаметра с толстыми стенками.
Почему так?
Законы физики говорят, что при увеличении диаметра трубы в два раза ее жесткость повышается в восемь раз (кубическая зависимость), а при увеличении толщины стенки трубы в два раза ее жесткость увеличится так же в два раза. Т.е. для увеличения жесткости конструкции и при минимизации при этом веса - увеличение диаметра трубы предпочтительнее.
Исходя из этих принципов и учитывая, что минимальная толщина стенки стальной трубы может быть 0,4 мм, а алюминиевой 0,8 мм, конструкторы выбирают диаметр и толщину стенок труб для велосипедных рам. Конечно трубы с приведенной выше минимальной толщиной стенок не используют при производстве велосипедов.
Причем рамы часто делают из труб различных сечений или баттированные, что так же позволяет повысить прочность готовой рамы. Почитать о баттировании и геометрии труб рамы можно в статье «Геометрия рамы велосипеда».
Итак:
Преимущества алюминиевой велосипедной рамы:
- Меньший вес, по сравнению со стальными рамами, и как следствие этого хорошие разгонные характеристики.
- Почти абсолютная коррозийная стойкость – такие рамы не ржавеют от слова «вообще».
- Высокие скоростные характеристики: легче набрать скорость и ехать в гору.
Недостатки велосипедной рамы из алюминиевых сплавов:
- Жесткость. Алюминиевая рама практически не гасит вибрации, и все неровности дороги передаются на руки и через пятую точку на позвоночник, особенно если еще и вилка жесткая, а не амортизационная.
- Быстрая потеря наката. Из-за меньшего веса, как только байкер перестает крутить педали, велосипед быстро теряет свою скорость, в отличие от велосипеда со стальной рамой.
- Недолговечность. Если велосипед эксплуатируется активно, то через несколько лет резко возрастает вероятность получить трещину. А лет через 10 обычного катания рекомендуется регулярно осматривать байк перед поездкой на их наличие. Производители чаще всего дают гарантии на рамы из алюминиевых сплавов в пределах 5-10 лет.
- Более чувствительны к ударам и падениям, чем стальные и титановые рамы. Все-таки алюминий мягче стали и удар, который сталь даже не заметит – на алюминии может оставить вмятину.
- Неремонтопригодность. Сварить алюминиевую раму слишком сложно, да и уверенности в ее прочности это, на самом деле, не прибавит – надежнее купить себе новую.
- Высокая цена.
Виды алюминиевых сплавов, использующихся при изготовлении велорам.
Немного остановимся на видах алюминиевых сплавов, использующихся для изготовления велосипедных рам.
Марок алюминиевых сплавов достаточно много (2014, 7000, 7005T6, 7009T6, 7010T6, 6061T6, 6065 и т.д.), но наиболее часто в велосипедостроении используются марки 7005T6 и 6061T6 (аналог отечественного сплава АД33 по ГОСТ 4784-97).
Их еще называют сплавы шести- или семитысячной серии.
Использование в названии букв «Т6» говорит о том, что материал прошел термическую обработку.
Например, при термической обработке сплава 6061 изделие из него нагревают до 530 °С, затем интенсивно охлаждают водой. Затем его в течении 8 часов при температуре около 180 °С искусственно старят. После такой обработки сплав 6061 уже обозначают 6061-Т6.
Сплав 7005 при термической обработке охлаждают не водой, а воздухом.
Например, в приведенной ниже таблице видно состав металлов в сплавах и как изменяются их физические характеристики после термической обработки.
Сплав | Состав металлов |
Предел прочности на разрыв (в тыс. PSI) |
Предел текучести (в тыс. PSI) |
Процент удлинения |
Твёрдость по Бринеллю |
2014 | 4.5% Медь 0.8% Углерод 0.8% Марганец 0.5% Магний |
27 | 14 | 18% | 45 |
2014T6 | 70 | 60 | 13% | 135 | |
6061 | 1% Магний 0.6% Кремний 0.2% Хром 0.3% Медь до 0.7% Железо |
18 | 8 | 25% | 30 |
6061T6 | 45 | 40 | 17% | 95 | |
7005T6 | 4.5% Цинк 1.4% Магний 0.45% Марганец 0.13% Хром |
51 | 42 | 13% | н/д |
7075T6 | 5.6% Цинк 2.4% Магний 1.6% Медь 0.23% Хром 0.15% Марганец |
83 | 73 | 11% | 150 |
В таблице:
Предел прочночти на разрыв - это нагрузка, при превышении которой происходит разрушение изделия.
Предел текучести - нагрузка, при превышении которой наступает невосстанавливаемая деформация (такая деформация формы изделия, которая им самостоятельно не восстанавливается).
Процент удлинения - это средняя величина удлинения деформируемой детали до её поломки (разрыва).
Твердость по Бринелю - величина, характеризующая твёрдость материала на вдавливание.
Сплавы 7005 и 7075 более прочные, чем 6061 и рама из них прослужит дольше, чем точно такая же из сплава 6061. При этом 6061 более технологичен, чем сплавы серии 7xxx. А это позволяет проще изготавливать из него трубы со сложным сечением и баттировать их, что также увеличивает прочность таких рам. Алюминий марки 6061 легче сварить, чем 7005.
Сварка рамы из труб, изготовленных из алюминия марки 2014, 7075 вообще очень сложный и дорогостоящий технологический процесс. Обычной аргонно-дуговой сваркой их нельзя сварить. При производстве их можно только лить целиком. Именно поэтому эти марки практически не применяют при производстве велосипедных рам.
Рама из алюминиевого сплава 6061 лучше подойдет для фрирайд (freeride, FR) и даунхилл (downhill) рам. Для крос-кантрийных байков хардтейлов оптимальным будет сплав 7005. Он более прочный, жесткий и долговечный.
Велосипед для фрирайда с алюминиевой рамой |
Опытные туристы не очень любят алюминиевые рамы из-за их«жесткости» и невозможности сварки в "любой деревне" в отличии от обычной сварки стали.
Небольшое видео о том как паять алюминиевую раму
В заключении хочется сказать следующее.
Какую раму использовать: стальную или алюминиевую, все-таки в большей степени определяется назначением велосипеда, предпочтениями самого велосипедиста, его привычками и финансовыми возможностями. Нормально кататься можно как на велосипеде с алюминиевой, так и со стальной рамой.
Главное получать от этого только удовольствие и здоровье, а не проблемы и болячки.
Катайтесь в свое удовольствие!
А в следущей статье будут рассмотрены качества титановых велорам.
Что еще можно почитать о материалах для велосипедных рам:
- Материал для велосипедной рамы
- Плюсы и минусы стальных велосипедных рам
- Титановые велосипедные рамы
- Карбоновые велосипедные рамы - особенности и нюансы выбора
- Оригинальные и экспериментальные материалы для велосипедных рам (магний, скандий, дерево, бамбук)
Комментарии
Вопрос не много не корректный.
Каждый велосипед стоит цену, указанную продавцом. Цены на наши алюминиевые велосипеды в гривнях Вы можете увидеть под статьей или в разделах магазина.
В общем и целом цены на алюминиевые модели выше, чем на стальные.