Катаясь на велосипеде, регулярно возникает проблема видимости велосипедиста на дороге.
Причем этот вопрос Важен не только автомобилистам, но, в первую очередь, и самому велосипедисту. Он больше всех заинтересован в том, чтобы его было видно на дороге как можно дальше, причем как спереди, так и сзади.
Основными элементами, обеспечивающими видимость байкера на дороге, являются, конечно, фонари (передний и задний) и катафоты. Но не менее важным, полезным и красивым является подсветка велосипеда с помощью различных светодиодных или неоновых световых приборов.
Какие они бывают и что лучше себе выбрать мы и попробуем разобраться в этом небольшом обзоре.
Для чего нужна велосипедная подсветка
- Самая главная функция велоподсветки - обозначения велосипедиста на дороге в темное время суток или при плохой видимости (туман, дождь);
- Создание своего неповторимого образа или стиля в велосипедной среде, попытка выделится среди себе подобных.
- Просто эстетическое желание быть не только самому красивым или красивой, но еще и сделать красивым свой велосипед.
Сказать, что с помощью светодиодной подсветки можно сильно осветить себе дорогу в ночное время мы не можем, все-таки для этого нужен хороший передний фонарь, а подсветка может хорошо осветить разве, что пару метров дороги, а вот заметность на дороге она действительно здорово повышает.
Типы велосипедной подсветки
Сделать подсветку велосипеда можно несколькими способами:
- Подсветка колес светодиодным колпачком на ниппель
- Простая светодиодная подсветка колес велосипеда
- Подсветка колес светодиодными трубками на спицах
- Графическая подсветка колес велосипеда
- Подсветка рам и колес светодиодными лентами и неоновыми трубками.
- Покраска рамы флуоресцентными красками
Какой из способов Вы захотите использовать – зависит от многих причин, начиная от желания лично возится с этими приборами, устанавливать их на велосипед, и заканчивая финансовыми возможностями.
Мы только расскажем, какие подсветки бывают.
Подсветка светодиодным колпачком на ниппель.
Это самый простой и дешевый вариант, как по стоимости, так и по времени реализации. Просто покупаете специальный колпачок и ставите его на ниппель колеса вместо стандартного пластикового.
Существуют простые варианты на один светодиод одного цвета, работающие только при движении, а так же более сложные многоцветные колпачки с различными режимами работы.
Более подробно о светодиодных колпачках можно почитать в специальной статье «Подсветка велосипеда светодиодным колпачком на ниппеле колеса»
Из плюсов этого варианта можно выделить дешевизну и простоту монтажа. Из минусов - однотипность свечения, и для простых вариантов свечение только в движении.
Простая диодная подсветка колес велосипеда
Следующим вариантом можно считать подсветки, состоящие из светодиодной ленты, крепящейся на обод или готовой цепи светодиодов, соединенных в одну цепь и крепящихся к спицам колеса. Их еще иногда называют «светлячками».
Её можно купить готовую, что значительно проще, но наши люди «не ищут простых путей» и делают ее самостоятельно из светодиодной ленты. Как это делается, в интернете есть много статей, и на нюансах этого процесса мы останавливаться не будем. Упомянем только то, что нужно обратить особое внимание на надежность крепления диодной ленты к спицам и ободу с учетом того, что на нее влияет центробежная сила и внешние воздействие (удары о «ровную» дорогу и т.п.), а так же на уровень влагозащищенности самой ленты и контейнера с аккумулятором.
Что такое класс защиты светодиодной ленты и его обозначения описано в этой статье чуть ниже.
Так же не забудьте позаботиться и хорошем креплении ленты на ободе или светодиодах на спицах..
Подсветка колес светодиодными трубками на спицах
Наши «китайские труженики» делают и продают на «Алибабе» неплохие готовые комплекты светодиодных трубок для крепления на спицах. Они оснащены яркими светодиодами, дающими хороший свет по всей длине трубки.
Сами трубки делают из высококачественного ударостойкого полипропилена. Они герметичны и защищают светодиоды от попадания воды. Блок питания крепят стяжками на втулку колеса.
Стандартно кнопка включения/выключения находится на блоке питания, но некоторые наши умельцы выводят на руль общую кнопку на оба колеса – лень все время лазить к колесам и щелкать там «Вкл/Выкл».
Опять же для любителей повозится с паяльником и разными схемами в интернете есть видео и схемы изготовления таких наборов из трубочек для коктейля и других подручных материалов.
Графическая подсветка колес велосипеда
Это намного более продвинутый вариант многоцветного колпачка на ниппеле. На мой взгляд, это самый красивый и простой способ расцветки колес, но и один из самых дорогих.
Существуют два основных типа:
- Простые, состоящие из одного LED дисплея.
- Сложные, состоящие из 2 или 4 LED дисплеев с возможностью отобразить картинку с очень высоким качеством.
Простые LED-расцветки колес из одного дисплея
На спицы колеса, с помощью специальных винтов или хомутов крепится LED-дисплей, изображающий различные рисунки или надписи, видимые с обеих сторон колеса.
В таком дисплее минимум 10 высококачественных светодиодов высокой яркости, изменяющих цвет свечения.
Отличаются друг от друга
- количеством диодов;
- способом крепления на спицы;
- возможностью отображать только встроенные или еще и свои рисунки и надписи;
- количеством батареек.
Есть простые модели с заданным набором рисунков, чаще всего это красивые орнаменты, а есть с возможностью задавать свои рисунки и тексты.
Фишка некоторых моделей в том, что можно создавать индивидуальные рисунки, чаще всего орнаменты или простые надписи, которые будут только у Вас.
Они комплектуется специальным кабелем для подсоединения к компьютеру и программой, позволяющей загрузить и отредактировать нужную картинку в память устройства. Работает все это от одной или нескольких батареек типа AAA.
Все подобные системы имеют хорошую пыле- и влагозащищенность и удароустойчивость.
Системы подсветки колес велосипедов из нескольких LED-планок
Наши «китайские товарищи» не стоят на месте и все более увлеченно занимаются разработкой и внедрением новых способов расцветки велосипедов.
На сегодняшний день такие системы состоят из двух или четырех планок с несколькими десятками, а то и сотнями светодиодов.
Не так давно они выпустили на рынок интересную систему, состоящую из четырех LED-планок по 64 светодиода, работающих под управлением микропроцессора и позволяющую создавать на колесах во время движения не просто узоры, а поистине качественные сложные изображения, основанные на красивых фотографиях.
С помощью специальной компьютерной программы, на MicroSD формируется образ изображения. Затем карта памяти вставляется в само устройство подсветки и, при включении его велосипедистом во время движения, это изображение формируется прямо в колесе. И все это происходит с учетом скорости движения велосипеда.
Картинка получается очень красивая и привлекающая к себе внимание.
Однако это все-таки не монитор, поэтому при подборе картинок лучше выбирать яркие и контурные изображения.
При наличии желания и творческой фантазии можно на каждое колесо сделать свою картинку.
Знаю случаи, когда подобные системы использовались для проведения оригинальных и эффективных рекламных акций. Согласитесь, вряд ли кто-то устоит, чтобы не прочитать ярко светящийся рекламный слоган или рассмотреть логотип компании на колесе проезжающего велосипеда. А если так расцвечены колеса у целой группы велосипедистов? Эффективность такой рекламы очень высока, а стоит копейки, по сравнению с разными баннерами, радио и телевидением.
Теперь немного осветим тему подсветки не только колес, но и рамы велосипеда
Подсветка рам делается двумя способами:
- Опять же светодиодными лентами.
- Разноцветными неоновыми трубками.
Неоновая и светодиодная подсветка велосипеда
Неоновая подсветка выпускается в виде коротких трубок или длинных лент. Трубки изготавливают из пластика и сгибать их нельзя, а ленты, производят из ПВХ (поливинилхлорида) и их можно гнуть как угодно и разместить по контуру велосипеда как Вам захочется.
Для подсветки велосипеда лучше всего использовать гибкие ленты и не связываться с трубками. Ленты легко гнутся и крепятся по всей раме, багажнику, вилке и т.д. обычными стяжками.
Плюс неоновой подсветки в том, что она светит ярче, чем светодиоды, свечение более равномерное по всей длине трубки, но и батарейки сажает быстрее.
В комплекте неоновой подсветки идет так же инверторный преобразователь с элементами питания (батарейки типа АА, ААА, «Крона»), повышающий напряжение до оптимальных 120В.
Неоновая подсветка начинает светиться при напряжении более 20В и по принципу «чем выше напряжение, тем ярче свечение», но не более 220В.
При креплении лент обоих типов на раму лучше всего ее крепить их не сбоку, а снизу или сверху труб, чтобы ее одновременно было видно с обеих сторон велосипеда. Так ленты пойдет меньше и заряда батареек хватит на более длинный срок.
При покупке светодиодной ленты обратите внимание на ее класс защиты.
Он должен быть не ниже IP65.
Что такое IP?
Степень защиты IP (Ingress Protection Rating) —классификатор степеней защиты оболочки электрооборудования (electrical enclosure equipment) от попадания внешних предметов и воды в соответствии с международным стандартом IEC 60529 (DIN 40050, ГОСТ 14254-96).
Максимальный код защиты - IP68.
Что означают цифры в маркировке IP
Первая цифра кода IP - обозначает защиту доступа к опасным частям и от попадания твёрдых предметов.
Т.е. оболочка должна обеспечивать защиту людей от доступа к опасным частям, предотвращая или ограничивая проникновение внутрь защищаемого оборудования какой-либо части тела или предмета, находящегося в руках у человека, а так же защиту оборудования, находящегося внутри оболочки, от проникновения внешних твёрдых предметов.
Коды первой цифры IP – защиты от попадания твердых предметов:
- 0 – оболочка никак не защищает
- 1 – оболочка обеспечивает защиту от внешних твердых предметов диаметром больше или равном 50 мм (тыльная сторона руки).
- 2 – обеспечивает защиту от предметов размером более 12,5 мм (палец),
- 3 – 2,5 мм (инструмент),
- 4 – 1,0 мм (проволока).
- 5 – обеспечивается частичная защита от пыли
- 6 – полная защита от пыли.
Вторая цифра кода IP – степень защиты от воды.
Коды второй цифры IP – защиты от воды означают что оболочка:
- 0 – не обеспечивает защиту от воды.
- 1 – обеспечивает защиту от вертикально падающих капель воды.
- 2 – обеспечивает защиту от вертикально падающих капель воды, при отклонении оболочки на угол до 15º.
- 3 – обеспечивает защиту от воды в виде дождя,
- 4 – защита от сплошного обрызгивания,
- 5 – защита от водяных струй,
- 6 – защита от сильных водяных струй,
- 7 – защита от воздействия при временном (непродолжительном) погружении в воду,
- 8 – защита от воздействия при длительном погружении в воду.
Покраска рамы флуоресцентными красками
Это пассивный метод подсветки, идея которого в том, что флуоресцентная краска (AcmeLight, Deco Color), аэрозоль или флуоресцентная жидкая резина (Plasti Dip) накапливает свет в светлое время суток, причем как солнечный, так и искусственный, и излучает его в темное время суток.
Свет, излучаемый такой краской обычно в течении 6-8 часов, не очень сильный и постепенно угасает. Зато есть плюс в том, что можно проявить всю свою фантазию и изобразительное искусство и сделать байк неповторимым. Так же для неё не нужно батареек или других электрических источников питания.
При выборе красок обратите внимание на время свечения. Дело в том, что у разных производителей и даже у разных цветов краски могут светится разное время. Одни прозводители гарантируют свечение до 10-12 часов, а на некоторые цвета дают всего 15-30 минут.
Ну, вот вроде бы и все основные подходы и методы как подсветить свой велосипед.
Если возникают сложности с выбором, начните с самого простого и дешевого – со светодиодного ниппеля, постепенно переходя к более продвинутым способам.
Удачи Вам, и, главное, соблюдайте баланс – не переборщите со светом, а то станете на дороге яркой «световой кляксой», вместо «ночного красавца».
Дополнитель на эту тему можно еще почитать:
- Катафоты на велосипеде – для чего нужны и как установить.
- Подсветка велосипеда светодиодным колпачком на ниппеле колеса.
- Как выбрать передний фонарь на велосипед и для чего он нужен.
- Нюансы выбора заднего фонаря на велосипед.
Комментарии