Отредактировано: 07.10.2019
Подседельный штырь (еще его называют «глагол») – это труба, соединяющая седло и раму велосипеда.
В инструкциях к выпущенным в СССР велосипедам эту деталь называли "седлодержатель".
Этот термин время от времени используют и сейчас.
Относится к жизненно важным велосипедным деталям, на которых нельзя экономить.
Напомним эти части:
- Тормоза.
- Подседельный штырь.
- Руль.
- Вынос руля.
- Замки, хомуты.
Их поломка или неправильная работа может привести к очень серьезным травмам на дороге, вплоть до трагедии.
Длина штыря имеет большое влияние на посадку велосипедиста, наравне с выносом руля. Более подробно о настройке высоты седла рассказано в статье «Подбор и регулировка велосипедного сидения».
В верхней части штыря находится замок, к которому крепится седло, а нижняя часть вставляется в подседельную трубу рамы. Зажимается штырь в трубе с помощью специального подседельного хомута на болтах или эксцентриком. Хомуты с эксцентриком значительно удобнее, можно одним движением разжать штырь и установить нужную высоту. Для хомутов с болтами нужны или шестигранники или отвертка с ключами. Кстати, очень удобно, когда все необходимые велоинструменты: шестигранные ключи, отвертки и другие собраны в одном компактром мультитуле, который велосипедист может положить или в подседельную сумку или в карман.
Типы подседельных штырей
Жесткие подседельные штыри
Это просто труба с замком для крепления седла на одном конце. Самый распространенный на сегодняшний день тип. Они достаточно простые в эксплуатации, не требуют никакого обслуживания, прочные, легкие, надежные, долговечные. Единственный их недостаток – ограниченный комфорт, которого, однако, хватает 90% велосипедистов. Ведь если поставить правильно подобранное и отрегулированное седло, грамотно накачать колеса, то поездка будет вполне комфортной.
Жесткие подседельные штыри изготавливают из:
- Стали – самый дешевый, достаточно распространенный и надежный вариант.
- Алюминиевых сплавов – так же достаточно распространен. Такие штыри легче стальных, но дороже. Естественно, как и все изделия из алюминиевых сплавов, значительно меньше подвержены коррозии.
- Карбона. Легкие и прочные. В среднем в 2 раза легче алюминиевых, но дороже. Хотя в последнее время видна тенденция к уменьшению цены на карбоновые изделия, так что оценивайте свои финансы и выбирайте.
- Титан, скандий – очень легкие, прочные, но так же и очень дорогие. Применяются только спортсменами, либо богатыми ценителями «искусства».
Иногда для уменьшения веса используют баттированые трубы (butted tubing). Это трубы, у которых толщина стенок разная в разных местах.
Обычно в таких штырях в месте, где штырь входит в подседельную трубу, делают более толстые стенки (там самые сильные нагрузки), а ближе к верхней части – более тонкими.
Баттированые подседельные штыри дороже их стандартных собратьев, но легче, поэтому если для вас вес критичен, ищите такие модели.
Прочность и надежность подседельного штыря
От его прочности и надежности напрямую зависит Ваше здоровье. Представьте, как Вы будете себя чувствовать, в случае если он сломается прямо во время поездки? Представили. Согласитесь, не очень хорошо, если не сказать большего.
Самые крепкие, легкие и надежные это титановые – они вообще вряд ли когда то сломаются, но для обычного велосипедиста они слишком дорогие.
Далее идут стальные – эти то же очень редко ломаются. К тому же, в отличие от алюминиевых, ломаются они не сразу. Алюминий имеет свойство «накапливать усталость». Он ломается сразу, а сталь сначала даст трещину, а уже потом, в этом месте сломается. Как раз это свойство стали как металла позволяет заметить трещину заранее и заменить штырь. Конечно, если велосипед время от времени не осматривать, то на очередной кочке и стальной штырь сломается.
К тому же аргумент, что алюминиевый штырь легче, чем стальной, лично я не считаю очень уж весомым. Лишние сто-двести грамм Вас не спасут.
Особняком стоят карбоновые штыри. Сам по себе карбон очень крепкий и прочный материал. Особенность этих штырей в том, что бы купить настоящий карбоновый штырь, а не подделку из китайского гаража по «акционной цене». Иначе получите одну из таких ситуация как на фотографиях ниже.
Еще карбон достаточно хрупкий материал, поэтому зажимая штырь в подседельной трубе, не переусердствуйте с «силушкой богатырской». Иначе он треснет в месте зажима, а потом сломается в самый неподходящий момент.
Я бы советовал карбоновый штырь приобретать только для велосипедов с карбоновыми рамами. И скорее всего у того, кого хватило денег на настоящую карбоновую раму, хватит и на качественный карбоновый штырь.
Всем же остальным любителям покататься, я бы посоветовал приобретать обычный стальной штырь как лучшее соотношение цены и качества. Он прослужит верой и правдой не один десяток лет, и вряд ли Вы его почувствуете своей пятой точкой.
Амортизационные подседельные штыри
Отличается от жестких специальным механизмом, смягчающем толчки и удары, возникающие при поездке.
Системы амортизации очень разнообразны и некоторые их примеры представлены на картинке ниже. Описывать их все мы не будем. Некоторые модели компенсируют удары, двигаясь только вверх-вниз. Другие, получая толчок снизу, качают седло вниз и назад, что обеспечивает более эффективную амортизацию. С другой стороны это увеличивает расстояние до руля, что некоторым велосипедистам не очень удобно.
При их выборе учтите, что стоят они достаточно дорого, весят больше чем жесткие и некоторые модели требуют регулярного обслуживания.
В качестве недостатка амортизационных штырей можно отметить следующее:
- При регулировке высоты седла нужно учитывать небольшую просадку штыря, когда велосипедист на него садится. Причем со временем она может увеличиваться. Но к этому байкеры привыкают быстро.
- Амортизация чаще всего работает по направлению оси штыря. Заметим, что он устанавливается в велосипеде с наклоном назад, а направление толчков при поездке в основном идет вертикально и влево, вправо от руля. В таких случаях амортизация помогает слабо. Т.е. мнение, что амортизационный штырь защитить пятую точку от всех ударов – не правильное.
- Если сам амортизационный механизм очень жесткий, то он слабо будет гасить мелкие толчки.
В случае необходимости можно найти о них более подробную информацию в интернете.
Подседельные штыри регулируемые по высоте
Их отличительная особенность в том, что высоту посадки можно менять во время поездки. Это бывает нужно, например, при подъеме в гору – когда нужно сесть повыше, а на ровном участке дороги или спуске с горы можно опуститься пониже, для уменьшения сопротивления воздушному потоку.
Бывают в виде двух вставленных друг в друга труб с зажимом - так называемые телескопические штыри. Сказать что они очень удобны нельзя, так как для изменения высоты седла нужно остановиться, слезть с байка и отрегулировать высоту. Обычно их устанавливают на велосипеды с рамой, имеющей ограничения на длину штыря, но когда седло нужно поднять высоко. Хотя существуют модели, у которых рычаг изменения высоты расположен прямо под седлом, что позволяет менять высоту на ходу, но насколько это удобно – каждый решает сам.
Этого недостатка лишены гидравлические подседельные штыри с возможностью плавной регулировки прямо во время поездки с помощью специального рычага или манетки, устанавливаемой на руле. Тогда высота седла меняется «легким движением пальца руки». Они, конечно, удобны при велопоходах по горной местности, но очень дороги, тяжелы и требуют регулярного обслуживания.
Недостатки регулируемых по высоте подседельных штырей
- Так же как и амортизационные штыри, телескопические могут немного проседать под байкером во время поездок.
- Прочность таких штырей ниже чем у жестких. И иногда, у не очень качественных моделей, между трубами появляется люфт, что приводит к дребезжанию во время поездки.
Подседельные штыри с изменяемой высотой и беспроводным управлением
Прогресс не стоит на месте и вот уже некоторые производители запускают в продажу подседельные штыри с беспроводным управлением. Нажатием на переключатель, установленный на руле велосипедист может поднять или опустить седло прямо во время поездки.
Конечно, на сегодняшний день цена такого решения от фирмы SRAM для нашего человека слишком высока и составляет порядка 800 евро, но... кто его знает, может через пару тройку лет SRAM наладит массовое производство, доведет надежность до нужного уровня и опустит цены. Или мы станем зарабатывать больше и любой велосипедист сможет поставить себе такое чудо инженерной мысли. Ведь беспроводной велокомпьютер сегодня уже никого не удивляет.
Хотя, на мой личный взгляд, не всем оно и нужно. Для обычного городского велосипеда и обычной, дешёвой и надежной стальной трубы вполне достаточно.
Подседельные штыри, интегрированные с рамой
Достаточно редкий и слишком специфический тип. Их изготавливают практически индивидуально под рост конкретного спортсмена. Отливается вместе с рамой и, естественно, никак не регулируется. Цель всего этого – облегчение всего велосипеда. Чаще всего так делают с карбоновыми велосипедными рамами.
Как вставлять подседельный штырь в подседельную трубу рамы
При настройке высоты седла очень важно не вставлять его в подседельную трубу в раме выше специальной отметки, нанесенной на штыре. Он должен оставаться внутри трубы как минимум на 10-15 сантиметров, иначе подседельная труба рамы со временем просто сломается от постоянных сильных нагрузок на её верхнюю часть.
Серьезные производители обычно наносят специальные метки глубины на свою продукцию.
Второй момент. Если штырь не идет вниз, и Вы чувствуете, что ему что-то мешает в трубе - не нужно вбивать его туда молотком.
Во-первых, Вы можете сломать как сам штырь, так и раму.
Во-вторых, вполне возможно, что при изготовлении рамы там осталась капля металла от сварки или шов сварен не аккуратно. Этими ударами Вы не срубите каплю, а вот само это место в раме станет местом напряжения и именно в нем со временем рама может лопнуть.
Существуют разные диаметры, как самих штырей, так и подседельных труб на раме. Конечно, перед покупкой штыря необходимо проверить соответствует ли он диаметру подседельной трубы на раме. Если больше – то точно никак не всунете его в раму. А вот если диаметр штыря меньше чем трубы, то для его надежного крепления можно использовать специальные переходники на разные диаметры.
Существует несколько диаметров подседельных штырей.
Самые распространенные диаметры:
- 25,0 мм. – для одно дюймовых (25,4мм) подседельных труб. Его еще называют советским диаметром. Он очень часто, но не во всех моделях, использовался в велосипедах выпущенных в СССР.
- 27,2 мм для трубы 1,1 дюйма
- 31,6 мм для трубы 1,25 дюйма
Отдельные производители выпускают рамы со своими диаметрами подседельных труб и соответственно для них нужно искать подходящие по диаметру штыри. Это, например, такие диаметры как (в мм): 26,0; 26,8; 29,2 (Trek, Stels сталь); 29,6; 30,8 (Giant); 30,9 (Specialized); 31,2 (Atom fxc); 31,4; 31,8; 33,9 (Shulz)
А вообще почти полный перечень диаметров подседельных штырей в мм выглядит примерно так: 25.0 / 25.4 / 26.0 / 26.4 / 26.6 / 26.8 / 27.0 / 27.2 / 28.6 / 29.0 / 29.2 / 29.4 / 29.6 / 29.8 / 30.0 / 30.2 / 30.4 / 30.8 / 30.9 / 31.2 / 31.4 / 31.6 / 31.8 / 32.4 / 33.9 / 34.9
При подборе переходника внимательно следите, чтобы штырь сидел плотно в подседельной трубе рамы, не качался. Даже небольшой зазор в полмиллиметра, в котором качается подседел, со временем приведет к разрушению подседельной трубы. Да и ездить на качающемся седле не комфортно. Если найти такой переходник сложно, попробуйте просто обмотать штырь изолентой или используйте тонкие металлические пластинки, для ликвидации зазора между штырем и трубой.
Как определить диаметр подседельного штыря
Существует несколько вариантов:
Если есть старый - нужно узнать его диаметр. Как?
- Самый точный и надежный способ – измерить диаметр штангенциркулем.
- Измерить простой линейкой – школьной или строительной. Метод не очень точный, но для основных диаметров подходит.
- Еще один способ для тех, кто не ищет в жизни легких путей или если нет штангенциркуля. Берем тонкую нитку (чем тоньше – тем точнее результат) и наматываем 10 витков вокруг старого штыря. После этого измеряем точно длину нитки, делим на 10 и на 3,14. Почему 10 витков? Чтобы точнее измерить десятые доли мм диаметра штыря. Почему делим на 3,14? Это курс школьной геометрии: длина окружности = диаметру, умноженному на число Пи.
- Еще пару народных способов измерения диаметров подседела с помощью строительного уголка и школьного треугольника или с помощью разводного ключа описаны в статье "Как измерить толщину руля на велосипеде" и здесь мы их повторять не будем.
Если покупается подседел для новой рамы – нужно измерить внутренний диаметр подседельной трубы. Здесь только вариант штангенциркуля или линейки.
Длина подседельного штыря
По сравнению с диаметрами штыря подобрать его длину значительно проще. Обычно на горные модели устанавливают штыри длинной от 350 до 400 мм. На городские и шоссейные модели от 270 до 300 мм
Крепление седла к штырю
Существуют разные конструкции крепления седла к подседельному штырю:
- Самый простой способ. Сам штырь имеет сверху сужение, в которое вставляется крепеж седла и специальными болтами зажимается и крепиться на штыре.
- Одноболтовые. Конструкция из трех деталей, зажимающая рамку между двумя полукруглыми деталями с рифленой поверхностью и удерживающая всю конструкцию специальным болтом.
- Двухболтовые. Следующий вариант используется на дорогих моделях, так ка достаточно дорог. Он похож на предыдущую конструкцию, но болтов два. Они вкручиваются в специальные вставки прямо в крепление седла. Преимущества этой конструкции в очень плавной регулировке, позволяющей выставлять любой угол, не зависящий от расположения и шага насечки, как во втором варианте.
- Есть еще всякие сложные запатентованные конструкции у отдельных производителей, но мы их рассматривать не будем.
Существуют модели изогнутых штырей (например, как на рисунке справа), которые используют при необходимости изменить положение тела велосипедиста, отодвинув его немного назад. Размер выноса назад подбирается индивидуально для получения удобной посадки велосипедиста.
Выводы
Итак, при выборе подседельного штыря учтите несколько моментов:
- Свои финансовые возможности. Амортизационный гидравлический штырь будет стоить значительно дороже, чем обычный стальной.
- Уровень комфорта, который хотите получить. Одно дело стальная труба, но грамотно подобранное седло и правильно выбранное давление в камере колеса устроят 90 процентов байкеров. Или же Вы хотите потратить деньги и купить амортизационный штырь с изменяемой высотой и обеспечить своеему позвоночнику и пятой точке более комфортные условия.
- Готовы ли Вы заниматься техническим обслуживанием гидравлического штыря или ничего не делать с обычной стальной трубой.
Комментарии
В статье же как раз и говорится, что "очень часто, не во всех моделях":
"25,0 мм. – для одно дюймовых (25,4мм) подседельных труб. Его еще называют советским диаметром. Он очень часто, но не во всех моделях, использовался в велосипедах выпущенных в СССР."
Сложно что-то сказать конкретно не повертев в руках конкретный подседел.
Судя по Вашему описанию это регулировка мягкости хода штыря, которая может использоваться когда штырь уже установлен на велосипед. Вытаскивать каждый раз штырь из подседельной трубы и крутить "внутреннюю гайку под шестигранник" не очень удобно. Поэтому для "тонкой" настройки и используют верхнюю накидную гайку.
Одно дело на него сядет 100 кг мужчина и другое дело 50 кг подросток или девушка :) - жесткость хода должна быть разной.
Скорее всего, если Вы затянете её до упора - превратите свой амортизационный в обычный "жесткий металлический штырь" - какой в этом смысл?
Кстати, к штырю не было ни какой инструкции? Или посмотрите его описание в интернете, на сайтах производителя и продавцов.
Подскажите пожалуйста для чего нужна накидная гайка на телескопическом амортизационном штыре, которая находится под резиновым пыльником. Действует по принципу напольного вентилятора, чем сильнее затенешь тем жестче ход амортизатора. Возникает вопрос нужно ли ее закручивать до упора или нет, если с другого торца штыря есть внутрення гайка под шестигранник, которая я так понимаю регулирует преднагрузку.
Спасибо за помощь.
Если честно - то все зависит от каждого конкретного случая. Иногда можно просто грубой шкуркой полчаса потереть штырь и он войдет в трубу.
Иногда сразу нормально и плотно входит. Нельзя сказать однозначно.
Если не лезет - вбивать его с помощью кувалды и "какой-то матери" не нужно.
Добавил в статью отдельный раздел: "Как определить диаметр подседельного штыря".