Отредактировано: 10.10.2019
Мы начинаем серию статей, в которой поговорим о материалах, используемых для изготовления велосипедных рам.
Основа любого велосипеда – рама. От ее качества, надежности и прочности зависит практически весь велосипед.
Нужно понимать, что характеристики рамы зависят не только от материала, из которого она изготовлена, но и в немалой степени от технологии его обработки, качестве сварки (соединения труб рамы между собой), ее геометрии. Все это влияет на эксплуатационные и ходовые характеристики всего велосипеда.
Для изготовления рам современных велосипедов обычно используют следующие материалы:
- Сталь (обычную, углеродистую, хромомолибденовую).
- Алюминиевые сплавы (Alloy)
- Титановые сплавы (Titanium)
- Карбон, углепластик (Carbon fiber)
- Различные редкие, экспериментальные и оригинальные материалы (магниевые (Magnesiumc), алюминиево-скандиевые, бериллиевые сплавы, бамбук и т.д.)
У каждого типа материалов есть свои плюсы и минусы. Попробуем с ними разобраться.
Первая статья будет посвящена самому распространенному материалу, который используется при изготовлении велорам – стали.
Различные марки сталей используется для этого уже более 100 лет и, на мой взгляд, это не предел. На сегодняшний день, несмотря на широкое использование других материалов, стальных байков меньше не становится. А перспективы использования вселосипедов с такими рамами не только не ухудшаются, но и наоборот, становятся все более оптимистичными. Современные технологии варки сталей позмоляют получать маркисо все более улучшенными характеристиками.
Сталь, используемая для производства рам, бывает обычно трех типов:
- Обыкновенная сталь (steel)
- Высокотянутая или углеродистая сталь (High Ten)
- Хромомолибденовые сплавы (Cro-Moly, хромоль)
Обыкновенная сталь (steel)
Это самый низший тип сталей, используемый при изготовлении рам для самых дешевых велосипедов. Они быстро ржавеют, очень непрочные и тяжелые. Мы на них не будем останавливаться. Если услышите высказывание, что «этот велосипед сделан из водопроводных труб» - это как раз о них. Китайцы красят такие велосипеды в яркие краски, но это совсем не улучшает их остальных характеристик.
Велорамы из углеродистой (высокотянутой) стали (High Ten)
Рамы из этих сталей обладают очень хорошими прочностными характеристиками, стойкостью к ржавчине. Благодаря гибкости стали такие рамы хорошо ведут себя на дороге, гася ее неровности. С учетом того, что дороги в нашей стране уже много лет не самые ровные в мире и улучшений в ближайшее время не предвидится, эти рамы будут еще долго востребованы.
На велосипедах, изготовленных из них можно совершенно спокойно прыгать с бордюров и более высоких препятствий. Они нормально выдерживают тяжелых велосипедистов и вообще, нагрузка на велосипед порядка 150 кг выдерживается ими совершенно спокойно.
Велосипедные рамы из хромомолибденовой стали (Cro-Moly, хромоль)
Хромомолибденовая сталь (хромоль) получается при добавления молибдена во время её варки. Молибден придает стали мелкозернистую структуру, повышает ее прочностные характеристики и увеличивает прокаливаемость. Чаще всего, для производства бесшовных труб, из которых изготавливают велосипедные рамы, используется легированная конструкционная хромомолибденовая сталь 30ХМА по ГОСТ 4543 или по американской классификации сталь 4130.
Эти марки стали легче, прочнее и надежнее, чем углеродистая сталь, описанная выше. Однако их цена значительно больше, чем углеродистых. Цена на высококачественную хромомолибденовую раму будет начинаться от 400$ (и это только рама!). Так что говорить о доступности велосипедов с такими рамами для обычных граждан в нашей стране не приходится.
Эти марки сталей гораздо меньше подвержены коррозии, чем предыдущие.
Проблемой при производстве таких рам является то, что найти хорошую хромомолибденовую сталь не так просто. Часто это более дешевые марки сталей. По информации в интернете настоящие профессиональные хромомолибденовые стальные рамы производит только фирма Marin (ну может еще один-два элитных бренда).
Свойства стальных велосипедных рам
Часто в обычных и интернет-магазинах продавцы говорят, что стальные велосипеды «это уже прошлый век», что сейчас на них никто не ездит. Это далеко не так. Современное развитие технологий и металлургии позволяет изготавливать стали, с гораздо лучшими свойствами, чем прошлом веке. Они крепче, так что даже трубы с более тонкими стенками спокойно выдерживают статические и динамические нагрузки, возникающие при поездке, при меньшем весе.
Плюсы стальных рам:
- Высокая прочность, жесткость, надежность и долговечность. Не боятся падений и ударов, неприхотливы в обслуживании.
- Очень хорошее и важное свойство стальной рамы в том, что она не накапливает усталость, т.е. ломается постепенно. В отличие от других материалов (алюминиевые сплавы, карбон и т.д.) сталь очень редко просто сразу ломается. Обычно сначала в этом месте появляется трещина, и уже потом ломается. Это позволяет велосипедисту вовремя ее заметить и спасти себя и раму от поломки во время движения, что может привести к тяжелым травмам.
- Отличная ремонтопригодность. Если рама треснула или сломалась – любой сварщик может ее сварить.
- Доступная стоимость для среднестатистического гражданина.
- Хороший накат. Благодаря своему весу велосипед с такой рамой, после того как велосипедист перестал крутить педали, будет продолжать поддерживать набранную скорость.
- Мягкость. Благодаря физическим свойствам стали, рама, изготовленная из нее, хорошо гасит вибрации, смягчает удары и неровности дороги. Кстати, именно поэтому хорошие жесткие стальные вилки тоже делаются из стали.
Недостатки стальной рамы
- Больший вес, по сравнению с рамами, изготовленными из других рассматриваемых нами материалов.
- Подвержены коррозии – могут ржаветь. Однако, при нормальной эксплуатации, если велосипед нормально покрашен, а не поцарапан, не зимует на улице и под дождем, регулярно моется и смазывается – он прослужит не один десяток лет.
Хочется немного остановиться на вопросе веса, который практически всегда приводят противники стальных рам.
Часто именно этот аргумент проталкивают современные маркетологи и продавцы, призывая покупать более легкие алюминиевые, карбоновые или титановые велосипеды, правда, забывая при этом упомянуть их цену и некоторые другие недостатки. А ведь вес – важная, хотя и не самая главная характеристика рамы, особенно для обычного, а не гоночного велосипеда.
Самая главные ее характеристики – прочность, жесткость и надежность. Обычный велосипедист не участвует в гонках на скорость, он использует велосипед или для получения удовольствий от велопрогулок или для работы.
Небольшое замечание: Мы используем два термина жесткость и прочность. Иногда возникает вопрос – чем жесткость отличается от прочности? Поясняем:
Жесткость – это способность материала не менять форму под воздействием нагрузки. Чем меньше жесткость, тем больше гибкость, пружинистость и амортизационные свойства материала.
Прочность – это способность матриала не разрушаться под воздействием на него нагрузки.
К тому же часто для уменьшения веса, стальные рамы делают из баттированных труб (баттированные трубы – это трубы с переменной толщиной стенок) или из труб с переменным или специальным профилем, которые позволяют снизить вес велосипеда, не ухудшая его прочности и надежности.
Баттирование бывает двойным или тройным. Т.е. толщина стенки трубы может меняться два или три раза. При этом в местах наибольших нагрузок, например, в местах сварки, стенка толще, чем в местах с меньшими нагрузками.
По поводу труб с не круглым профилем. Как видно на приведенной фотографии, у городского женского велосипеда Formula Breeze 2016, продающегося в нашем магазине, верхняя рама имеет треугольную форму, а нижняя - овальную, вытянутую в вертикальной плоскости. Такой профиль делает всю конструкцию более прочной, чем если бы она была выполнена из обычных круглых труб. Да, честно говоря, и вид становится симпатичней.
Более подробно почитать о баттировании труб и их сечении можно в статье «Геометрия рамы велосипеда».
Еще одно очень хорошее качество этого материала в том, что он достаточно дешев и велосипеды, изготовленные на основе таких рам, рядовой потребитель в нашей стране может позволить себе купить. Покупать велосипед по цене подержанного автомобиля могут далеко не все. Особенно в нашей стране.
Очень много детских и подростковых моделей велосипедов делается на основе стальных рам. Именно потому, что они надежны и дешевы, не боятся падений и неаккуратного отношения. Ну а что касается подростковых моделей, то вспомните, многие ли из Вас в детстве степенно разъезжали на своих великах во время прогулки. Нет. В основном это были гонки, прыжки, падения и столкновения. Именно поэтому подростковый велосипед должен быть крепким и надежным.
Детский велосипед Formula Lime 2016 | Подростковая модель Dorozhnik Smart 2016 |
А сколько стальных велосипедов в семьях переходит от старшего ребенка младшему, а потом еще и детям друзей. Такие байки совершенно свободно служат более 10 лет, а то и более.
Помните, старые советские велосипеды? Ведь их до сих пор можно встретить на наших дорогах и часто именно это говорит о качестве материала, из которого они изготовлены. А в то время их изготавливали только из стали. И то, что он весит больше, чем алюминиевый, для большинства наших велосипедистов не играет никакой роли – они на нем ездят для себя, а не устанавливают рекорды на велотреке.
В качестве выводов хочется сказать следующее: миром правит маркетинг, а нам нужно пользоваться здравым смыслом.
Если нужен велосипед не для гонок по треку, а для обычных жизненных потребностей: надежный, прочный и, самое главное, не очень дорогой, то модель со стальной рамой – хороший выбор.
Помните только, что велосипед состоит не только из рамы, но и из других деталей и от их качества то же зависит комфорт и безопасность Ваших поездок.
В следующей статье мы рассмотрим алюминиевые рамы и как они влияют на поведение велосипеда.
Что еще можно почитать о материалах для велосипедных рам:
- Материал для велосипедной рамы
- Велосипедные рамы из алюминия (алюминиевых сплавов)
- Титановые велосипедные рамы
- Карбоновые велосипедные рамы - особенности и нюансы выбора
- Оригинальные и экспериментальные материалы для велосипедных рам (магний, скандий, дерево, бамбук)
Комментарии