Отредактировано: 02.07.2020
Итак, Вы решили приобрести себе любимому велосипед. И это правильно - сколько можно гробить здоровье в душных маршрутках с раздраженными и потными попутчиками. Я уже не говорю о добрых и ласковых словах, слетающих с уст автомобилистов, увидевших цены на заправке или в автомагазине – зачем тратить себе нервы?
Сел на своего педального коня и утречком на работу, вечером домой, в выходные на дачу, на пикник за город или на рыбалку. Свежий воздух, спокойные нервы и сплошные плюсы здоровью.
Но чтобы все это было действительно так - велосипед нужно сначала выбрать и купить, а затем не просто поставить в гараже или коридоре, а начать на нем ездить.
Мы остановимся на первой части – выбор велосипеда. Как это сделать правильно?
Прежде всего, нужно самому себе ответить на следующие вопросы:
- Где и как далеко Вы собираетесь на нем кататься?
- Оценить свои финансовые ресурсы – сколько денег можно на него потратить при покупке и, что немало важно, на дальнейшее его обслуживание. Тут каждый решает сам. По моему мнению, лучше сразу купить хорошую вещь, пусть даже и дороже, но в дальнейшем иметь минимум проблем. Сэкономленные при покупке деньги могут обернуться гораздо большими расходами в будущем.
Для начала определитесь, где Вы хотите ездить. Если основной пробег будет по городу, на дачу по шоссе или укатанной грунтовке и не очень далеко (по крайней мере, меньше 20-30 км за раз), городской велосипед - то, что нужно.
Если хотите заниматься регулярными спортивными поездками для здоровья, но не на профессиональном уровне, присмотритесь к спортивным моделям.
Если Вы собираетесь покорять ближние и дальние края, путешествовать, ездить не только по дорогам, но и везде, где только можно – по лесам, полям, горам, грязи нужны уже другие типы велосипедов - горные.
Выбираем тип велосипеда.
Мы не будем рассматривать все существующие типы, их описания и особенности можно без труда найти в интернете.
Просто перечислим:
- Городской.
- Горный.
- Шоссейный.
- Спортивный.
- Гибридный.
- Велосипед для ВМХ.
- Велосипеды для фрирайда и даунхилла.
Остановимся пока только на тех, которые продаются в нашем магазине. Это городские и горные велосипеды.
Городской велосипед
Как видно из названия он предназначен для езды по городу, по дорогам с твердым покрытием – асфальту или накатанной грунтовке. На нем можно ездить довольно быстро, но не так как на спортивном.
На городских велосипедах прямая высокая посадка, разгружающая руки велосипедиста.
Бывают как односкоростные, так и с переключателями передач, ножными и/или ободными тормозами (в основном V-brake), достаточно мягким широким седлом. Часто комплектуются задним багажником, а на некоторых моделях устанавливают и передний. Покрышки обычно гладкие (слики и полуслики), обеспечивающие меньшее сопротивление качению и более тихие при езде по асфальту.
Горный велосипед
Это один из самых распространенных и универсальных типов.
На них хорошо ездить и по городским дорогам и там, где никаких дорог нет – по пересеченной местности, горам, полям, лесным тропинкам. Но нужно четко понимать – большую скорость по асфальту на нем получить труднее. Делятся на несколько подвидов, описания и различия которых так же можно найти в Интернете.
У нас в магазине продаются только горные велосипеды «общего назначения» - самые распространенные. У них в основном тип рамы «хардтейл» (в переводе с английского «жесткий хвост»), обеспечивающий относительно прямую посадку не сильно нагружающую руки.
Имеют более прочные рамы (чаще всего стальные), жесткий руль, усиленные колеса. Покрышки обычно шире, со специальным рисунком и грунтозацепами. Часто на них устанавливают передний амортизатор, заднюю подвеску и дисковые тормоза. Количество передач на некоторых специализированных и профессиональных моделях доходит до 30.
В нас, в основном, продаются велосипеды, предназначенные для езды по обычному бездорожью, не по крутым горным перевалам и дикой грязи. Хотя, поездки по нашему асфальту с его многочисленными трещинами, выбоинами, бордюрами и выпирающими корнями, можно смело назвать ездой по пересеченной местности. Для комфортной езды по таким дорогам нужна стальная усиленная рама с хорошими амортизаторами. Так что горный велосипед подойдет у нас не только для загородных поездок, но и для города. Нужно только на него поставить универсальную покрышку как для поездок по асфальту, так и для пересеченной местности – так называемые «полуслики».
Какую раму выбрать?
Рамы изготавливают из стали и различных ее сплавов (например, хроммолибдена), алюминия, титана, композитных материалов – карбона. Естественно, каждый материал имеет свои плюсы и минусы.
Стальные рамы одновременно прочные и ударостойкие, хорошо гасят вибрации. Их цена приемлема для среднего ценового диапазона. Алюминиевые легче стальных и при грамотно подобранной геометрии достаточно надежны и прочны, но дороже стальных. Титановые и карбоновые в разы прочнее и легче стальных, но очень дороги.
Велосипеды с более длинной рамой устойчивее на трассе, но менее маневренные. Поэтому для городской езды больше подходят короткие модели.
Более подробно почитать о геометрии рамы и влиянии ее параметров на поведение велосипеда можно в соответствующей статье на сайте.
Выбор велосипеда по росту
Выбор велосипеда по росту – одна из самых главных задач. Вы можете частично проапгрейдить некоторые детали велосипеда, но конструкцию рамы уж точно никак не измените.
Ниже приведена универсальная таблица определения соответствия высоты рамы и роста велосипедиста.
При выборе размера рамы учитывайте так же и свои индивидуальные особенности, такие как длина ног, рук и т.д. Поэтому надежнее и правильнее просто примерить выбранную модель. Для этого нужно:
- Встать, поставив велосипед между ног, и удостовериться, что бы между верхней трубой рамы и промежностью оставалось 10-12 см. Для простоты замера проверьте, проходит ли там ладонь - она в среднем 9-12 см.
- Попросите продавца подержать велосипед и сядьте на сидение, поставив ноги на педали. При этом нужно, чтобы пятка чуть-чуть согнутой ноги доставала до педали в самом нижнем ее положении, а верхней поверхностью носка можно было бы прикоснуться к нижней поверхности этой же педали. Наглядно это видно на рисунке. Бедро ноги, находящейся на педали в верхней точке должно быть горизонтально или немного наклонено к земле. Если Вы видите, что настроить высоту седла на выбранной модели не получится или придется слишком высоко поднимать подседельный штырь, лучше выбирайте себе другой велосипед.
![]() |
|
Теперь коротко об остальных моментах, на которые следует обратить внимание.
Колеса и покрышки
Чем больше диаметр колеса – тем большее расстояние можно проехать при том же количестве затраченной велосипедистом энергии, влияет на скорость езды.
У горных велосипедов, в основном, используется стандарт в 26 дюймов. При выборе колес необходимо учитывать, что если Вы хотите кататься по городу и ездить не очень далеко (до 20-30 км) лучше брать колеса в 26 дюймов. Если нужно долго ездить в длительных велопоходах – лучше брать 28-29 дюймов. На них труднее разогнаться, но и скорость такой байк держит лучше. Колеса большего диаметра так же легче преодолевают различные мелкие выбоины и трещины на дороге.
Сейчас, в основном, используют колеса с алюминиевым ободом – он легкий и прочный.
О рекомендуемых покрышках говорилось выше. Хочется остановиться на таком виде покрышек как полуслики. Их особенность - гладкая поверхность в середине и небольшие боковые шипы. Это удачный вариант для многих типов городских и горных велосипедов, использующихся для городских поездок и недолгих прогулок по пересеченной местности. Но нужно учитывать, что при резких поворотах уменьшается площадь поверхности колеса, контактирующая с грунтом (у них сбоку шипы и колесо как бы приподнимается) и уменьшается сцепление, увеличивая риск падения. Обычно начинающие велосипедисты довольно быстро начинают «чувствовать поворот».
Сидение (седло)
В настоящее время существует довольно большой выбор велосипедных сидений различных типов и предназначений.
Для спокойной и не скоростной езды на городских велосипедах лучше подойдут широкие и длинные седла. При таких поездках велосипедист сидит в основном вертикально.
Для длительных поездок по бездорожью на горных велосипедах – жесткие и узкие. Выбор сидения - очень важный момент при подборе байка - сидеть то на нем Вам. Советуем подходить к этому вопросу со всей серьезностью. И не забывайте, что если очень нравится и подходит определенная модель, но не походит сидение, то его можно докупить отдельно.
Подробнее о выборе седла описано в статье «Подбор и регулировка велосипедного сидения».
Тормоза
Это основа безопасной езды. На городских одно скоростных велосипедах устанавливают ножные (барабанные) тормоза. При этом если к ним добавить передний ручной V-brake тормоз - получится надежная комбинация, использующая преимущества тормозов обоих типов и компенсирующая недостатки друг друга.
Для велосипедов с несколькими скоростями идеальны тормоза V-brake. Они обладают хорошим тормозным усилием, малым весом, низкой ценой (очень простая конструкция), дешевы и легки в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик можно где-угодно с помощью шестигранника.
На горных велосипедах устанавливают как V-brake, так и дисковые (механические или гидравлические) тормоза. Обладают рядом преимуществ перед вибрейками, но стоят дороже. Детальнее все нюансы этих типов тормозов описаны в статье «Основные виды велосипедных тормозов».
Вилки (Амортизаторы)
Здесь кратко остановимся на вилках и двух подвесных моделях.
Вилки различают жесткие (Rigid) и амортизационные (Hard Tail).
Если Вы намерены ездить по ровным дорогам (асфальт или укатанная грунтовка), не собираетесь прыгать по кочкам и бордюрам, нет желания переплачивать лишние деньги и хотите иметь меньше проблем при обслуживании велосипеда - то жесткая вилка отличное решение. Стальные жесткие вилки обеспечивают простоту и жесткость всей конструкции велосипеда, делают его легче, не требуют никакого обслуживания.
Физические свойства стали, в сочетании с правильно подобранной покрышкой, позволяют такой конструкции гасить многие мелкие толчки и неровности дороги. Чаше всего на таких моделях ставят широкую резину, обеспечивающую хороший накат и гасящей большинство вибраций. Руки при этом не будут сильно нагружаться и уставать.
На городских велосипедах обычно используют жесткие вилки, хотя бывают модели и с амортизационной.
Амортизационная вилка делают поездку более комфортной, смягчая удары и уменьшая вибрацию, поэтому на горных моделях она предпочтительнее. Но учтите – за ней нужно ухаживать, следить, чтобы не попадали под пыльник песок и грязь. В противном случае прослужит она не долго.
Существуют еще и двух подвесные модели. На переднем колесе стоит амортизационная вилка, а сзади отдельная подвеска с амортизатором. Поездка на них еще мягче, но они более тяжелые, на них сложнее разгоняться и тяжелее крутить педали.
Более подробно о типах велосипедных вилок можно почитать в соответствующей статье на нашем сайте.
Переключение скоростей
Экономить силы в поездке Вам поможет правильное переключение скоростей. Чем больше скоростей – тем больше вариантов, однако учтите, что при этом велосипед становится и сложнее в обслуживании.
Если Вы любите надежность и простоту в обслуживании, собираетесь ездить на в основном по городу - выбирайте односкоростные модели или велосипеды с планетарной втулкой и не заморачивайтесь. Для подобных поездок этого вполне достаточно.
Если предстоят поездки не только по городскому асфальту, но и по трассам, пересеченной местности и Вы выбираете горную модель - то тут однозначно будет несколько скоростей. Без них слишком сложно преодолевать подъемы и спуски, с "ветерком" гонять по трассам.
Более подробно о переключении скоростей можно прочитать в статье «Как переключать передачи».
Дополнительные нюансы
Обратите внимание, можно ли установить крылья, защищающие от дорожной грязи, и багажник на выбранный велосипед. Особенно для городских и дорожных моделей, на которых Вы собираетесь в велопоходы.
Так же проверьте наличие светоотражателей, защиты цепи (кроме велосипедов с переключением передач), наличие подножки. Если они не идут в базовой комплектации, уточните, можно ли их купить и установить самостоятельно. Иногда такие аксессуары значительно облегчают жизнь, а иногда, как в случае со светоотражателями, могут стоить жизни.
Заключение
Запомните основное правило – обязательно примерьте велосипед на себе и, по возможности, хоть немного на нем покатайтесь.
И последнее. Выбранный велосипед должен нравиться быть удобным, вызывать желание на нем кататься. Перед покупкой обязательно посмотрите и попробуйте несколько моделей – у Вас должен быть выбор.
В нашем магазине все модели подобраны с оптимальной конфигурацией и лучшим соотношением цена/качество на комплектующие.
Дополнительно можно почитать
- Как научить ребенка кататься на велосипеде
- Как правильно выбрать детский велосипед
- Подбор детского и взрослого велосипеда по росту
Комментарии