Прежде всего, давайте дадим определение – что такое храповой механизм.
Храповой (храповый) механизм (англ. ratchet mechanism) или просто храповик (англ. ratchet) — это механизм, обеспечивающий свободное линейное или вращательное движение в одном направлении и блокирующий движение в обратную сторону. Их еще называют механизмом свободного хода (МСХ) (англ. Freewheel mechanism).
Кстати, общераспространенное название «храповЫй», не совсем верное – правильно называть его как раз «храповОй».
В велосипедном деле он используется у многоскоростных велосипедов в задней втулке для кассет или в трещотках. В чем отличия трещоток от кассет можно почитать здесь.
Сам храповой механизм состоит из трех основных деталей:
- Собачка (англ. pawl — защелка, фиксатор, пал, стопор). Именно она обеспечивает непрерывное вращательное движение в одну сторону и блокирует его в обратную.
- Зубчатое колесо (шестеренка, обгонная муфта) – деталь с зубчиками, скошенными в обратную сторону от направления свободного движения шестеренки. Несимметричные зубчики улучшают скольжение собачки, уменьшая шумность и обеспечивая надежное зацепление при движении в обратную сторону. В велосипедном деле деталь с внутренними зубцами, за которые цепляются собачки, называется именно «обгонная муфта».
- Прижимная пружина, которая прижимает собачку к зубчикам обгонной муфты (шестеренки). Иногда её роль выполняет упругая пластинка.
Суть принципа работы этого механизма в следующем. При вращении педалей вперед через цепь усилие передается на задние звезды кассеты (трещетки), а от неё на втулку заднего колеса. При этом собачки цепляются за зубья обгонной муфты, связываясь с ней в единое целое, и таким образом усилие от педалей передается прямо на заднее колесо велосипеда.
Если педали вообще прекратить крутить или вращать назад, то собачки станут скользить по скошенным зубьям обгонной муфты и не будут передавать никакого усилия на заднее колесо.
Очень хорошо принцип работы храпового механизма показан на этом видео:
Во время работы храпового механизма издается характерный звук – щёлкание собачек по зубчикам обгонной муфты. Если собачки стачиваются или перестает работать пружинка, то происходит прокручивание цепи на задней втулке, так как собачка не может зацепиться за зубчики обгонной муфты.
Вот в принципе и вся суть работы храпового механизма в велосипедной втулке или кассете.
Комментарии