Среди характеристик велосипедных покрышек есть такое понятие как TPI (Threads Per Inch) или EPI (Ends Per Inch).
Оба эти понятия определяют плотность плетения каркаса покрышки или количество нитей корда на 1 дюйм.
Каркас покрышки, придающий ей форму, сплетается из нейлоновых или различных синтетических нитей. Вот как раз, с какой плотностью будет плестись этот каркас, и определяет значение TPI.
Эту характеристику достаточно часто указывают прямо на покрышке, обозначая его двух или трехзначным числом рядом с надписью TPI или EPI.
В Европе больше используют понятие EPI, а TPI – обозначение, принятое во всем мире, но по сути это одно и то же.
Между показателем TPI (EPI) и типом покрышки, её весом и стоимостью есть четкая зависимость:
- Чем больше TPI - тем плотнее лежат нити корда в каркасе покрышки. При этом на боковинах меньше резины, следовательно, шина легче по весу, но и дороже – ведь плетение сложнее и нитей больше.
- Меньше число TPI – нитей корда меньше, а резины больше – шина тяжелее, но дешевле.
- Есть исключение из общего правила. У покрышек для экстремальных велосипедных дисциплин (например, фрирайд, даунхил и т.п.) высокое значение TPI – у них плотный каркас и много резины. Но для этого типа покрышек вес не имеет значения. Тут безопасность и надежность превыше всего.
Покрышка с большим значением TPI прочнее, она сложнее прокалывается и держит большее давление.
Исходя из параметра TPI, покрышки делят на skinwall и gumwall.
Skinwall (скинвол) – это покрышки с большим TPI. Обычно он от 44 и выше. Резины у них мало, обычно борта покрыты тонкой резиновой пленкой и поэтому часто на боках видно плетение нитей корда. Практически всегда корд в них кевларовый.
Это легкие, высокотехнологичные и дорогие изделия.
Бортировочный трос в таких покрышках, в подавляющем большинстве случаев из кевлара или арамидных нитей, хотя иногда его делают и из стали. Правда, в этом нет особого смысла, т.к. стальной трос значительно тяжелее кевларового, а ведь одно из главных преимуществ скинвольных покрышек – маленький вес.
Покрышки с кевларовым кордом и бортировочным тросом называют еще фолдинговые или складные, потому что их можно компактно сложить, и при хранении или транспортировке они будут занимать значительно меньше места. Такую покрышку можно спокойно положить в велосипедную сумку в велопоходе.
Gumwall (гумвол) – покрышки с TPI до 40. Эти шины с большим количеством резины на боках и никакого плетения нитей корда на них не видно. Они более дешевые и тяжелые. Но это не значит, что они плохие. Просто они предназначены для других целей.
Бортировочный трос на них всегда стальной. Вес особого значения не имеет, а стоимость стального троса ниже, чем кевларового.
Для велотуризма, где гораздо важнее износоустойчивость и стойкость к боковым порезам, чем вес - лучше использовать именно эти шины.
Как влияет TPI на выбор покрышки
Наилучшим компромиссом между весом, ценой и антипрокольностью считается значение TPI от 50 до 60. Это то, что подойдет большинству обычных городских велолюбителей.
Более тонкие борта скинвольных покрышек быстрее изнашиваются за счет постоянной деформации при качении. Считается, что в среднем, срок жизни скинвольной покрышки, при всех прочих равных условиях, на 1000 км меньше, чем гумвольной.
Тем, кто ездит на городском велосипеде на работу, по городу, просто для удовольствия и собственного здоровья не стоит гоняться за каждым граммом веса. Им вполне себе подойдут гумвольные покрышки с низким TPI и толстым резиновым слоем. Они дешевле и прослужат дольше.
Тем, кто гоняет на шоссейном велосипеде на скорость – конечно лучше покупать лёгкие скинвольные покрышки с высоким TPI.
Ну а любителям экстремальных велосипедных дисциплин типа даунхила (скоростной спуск по пересеченной местности, downhill — «вниз с холма»), фрирайда (freeride - езда по искусственно сооружённым трассам, с естественными и искусственными препятствиями) или кроскантри (Cross Country - гонки по пересечённой местности, лесу, где есть спуски, подъёмы, скоростные участки) лучше всего подойдут специализированные шины и с толстым слоем резины и большим TPI.
Так что нет идеальных шин на все случаи жизни – каждая покрышка для своих целей.
Что еще можно почитать о покрышках
- Какую покрышку выбрать на велосипед
- Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость
- Что означают цифры и надписи на велосипедных покрышках
- Можно ли ставить разные покрышки на разные колеса велосипеда и как их подбирать?
- Что такое компаунд и жесткость велосипедных покрышек
- Износ велосипедных покрышек: причины и борьба с ним
- Как защитить от проколов велосипедное колесо
- Давление в велосипедных шинах
- Шишка (грыжа) на велосипедном колесе. Почему появляется и можно ли её «лечить»
Комментарии